Тут представлены произведения Льва Толстого особого жанра — такое продолжение древнерусских «Изборников», «Пчел», «Месяцесловов» и т. п. — сборников (календарных или тематических) мудрых высказываний, в случае Толстого — Священного Писания, Отцов Церкви, Корана, древневосточных текстов, народных пословиц, античных философов, западноевропейских писателей, мыслителей, публицистов и пр. Тематика такая: вера, душа, Бог, любовь, грехи, половая похоть, корыстолюбие, гнев, гордость, неравенство, насилие, тщеславие, государство, смирение, смерть и т. п.
Здесь вы найдете следующие толстовские сборники:
– Мысли мудрых людей на каждый день. Календарь с пословицами. Избранные мысли Лабрюйера. Избранные афоризмы и максимы Ларошфуко. Избранные афоризмы и максимы Вовенарга. Избранные мысли Монтескье. Изречения Магомета, не вошедшие в Коран. Изречения Лао-Тзе. Для души изречения мыслителей разных стран и разных веков.
– Круг чтения. Том первый
– Круг чтения. Том второй
– На каждый день. Часть первая
– На каждый день. Часть вторая
– Путь жизни
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: эти тексты собраны Львом Толстым, то есть там и здесь попадаются те или иные рационалистические, просвещенческие, антицерковные высказывания: православный читатель, впрочем, должен сразу их узнать и отбросить. В большинстве же случаев мы тут имеем дело с цитатами/парафразами из Паскаля, Ларошфуко, Канта, Лао Цзы, Оригена, Сковороды и пр. и пр. — огромный цветослов из всей мировой духовной культуры: если местами тут и попадается «толстовство», то в целом — очень интересно, а часто и душеполезно. Даже «толстовские» изречения — не собственно тексты Толстого, а цитаты/парафразы того или иного мыслителя: в общем это хрестоматия, сборники афоризмов — так их и следует воспринимать.
Несколько цитат из разных толстовских сборников:
Одна из главных причин бедствий людей — это ложное представление о том, что одни люди могут насилием улучшать, устраивать жизнь других людей.
Заблуждение о том, что одни люди могут силой заставлять других людей жить по своей воле, произошло не оттого, что кто-нибудь придумал этот обман, а оттого, что люди, отдаваясь своим страстям, начали насиловать людей и потом старались придумать оправдание своему насилию.
Правители думают насилием заставить людей жить доброй жизнью. А они первые этим самым насилием показывают людям пример дурной жизни. Люди в грязи, и, вместо того чтобы самим выбраться из нее, учат людей, как им не загрязниться.
Когда люди говорят, что всем надо жить мирно, никого не обижать, а сами не миром, а силою заставляют людей жить по своей воле, то они как будто говорят: делайте то, что мы говорим, а не то, что мы делаем. Можно бояться таких людей, но нельзя им верить.
Вещественное зло, производимое войной, как оно ни огромно, ничтожно в сравнении с тем злом извращения понятий о добре и зле, которое она вносит в души простых, малодумающих людей рабочего народа.
Страсти, возбуждаемые войной, международная ненависть, благоговение перед военной славой, жажда победы или мщения заглушают народную совесть, превращают взаимное расположение людей друг к другу в низменное, безрассудное себялюбие, называемое патриотизм, убивают любовь к свободе, доводят людей до подчинения угнетателям из-за дикого пожелания перерезать горло другим людям или из боязни, чтобы другие люди не перерезали горло им. Страсти, возбуждаемые войной, так извращают религиозное чувство людей, что признанные учители христианства благословляют, от имени Христа, принадлежности убийства и грабежа и возносят благодарения богу мира за победы, при которых земля покрывается горами искалеченных трупов и печаль наполняет сердца неповинных людей.
Тот, кто первый, огородив кусок земли, решился сказать: «Эта земля моя», и встретил людей столь простых, что они могли поверить этому, — этот человек был первый основатель того гражданского общества, которое существует теперь. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий, ужасов избавил бы человечество тот, кто, вырвав колья и заровняв канаву, сказал бы: «Берегитесь, не верьте этому обманщику; вы пропали, если забудете, что земля не может принадлежать никому и что плоды ее принадлежат всем».
Кроме всех бедствий и ужасов войны, одно из величайших зол ее — это извращение умов: существует войско, военные издержки, надо объяснить это. Разумно объяснить нельзя, и потому извращается разум.
Толпа вопит и, что ужаснее всего, это — то, что она вопит искренно: «Что станет с человечеством, если война и смертная казнь вдруг будут отменены?!»
На алтарь бога насилия столько уже принесено жертв, что этих жертв хватило бы на заселение двадцати планет таких, как земля, а достигнута ли хотя бы малейшая часть цели?
Ничего нет, кроме отрицательных результатов, и все же насилие остается богом толпы. Перед его залитым запекшейся кровью алтарем человечество как будто порешило преклоняться вовеки под звук барабана, под грохот орудий и под стон окровавленного человечества.
Истинные слова неприятны; приятные слова не истинны.
[Кроме текстов указанных книг вы здесь также найдете аудиоверсию «Пути жизни» — Исполнитель: Роман Ильин. Тип издания: «Аудиокнига своими руками».]