Конечно, никак. Если мы ставим задачу «вырастить человека, который верит в Бога» — нас постигнет неудача. Причина очевидна: ребенок – это образ Божий, человек со свободной волей и своим жизненным путем. У него будет своя и только своя вера, свои ошибки и свое покаяние.
Конечно, родители оказывают на детей очень сильное влияние: они могут навязать профессию, образ жизни, привычки, увлечения («я петь не умею, но моя дочь будет учиться в музыкальной школе!»). И, пожалуй, единственное, в чем мы абсолютно и окончательно бессильны – это вера: верить в Бога человек независимо от возраста может только самостоятельно. Мы, родители и педагоги, никак не можем на это повлиять.
Означает ли это, что воспитание не должно касаться религиозных вопросов? Конечно, нет. Слово «воспитание» потому и имеет общий корень с «питанием», что означает удовлетворение потребностей ребенка – в том числе и потребности в духовном. Так какую же задачу себе поставить в религиозном воспитании ребенка? Мой ответ таков: задача родителя – сформировать у ребенка представление о Боге как о чем-то радостном, глубоком и важном. Решить эту задачу можно несколькими способами:
1. Личный пример. Каково мое собственное отношение к молитве, богослужению, Таинствам? Если во время чтения молитвы перед едой я одной рукой помешиваю кашу, а второй вытираю кому-то сопли – вряд ли ребенок будет воспринимать молитву как разговор с Богом.
2. Ответы на вопросы ребенка. Если ребенок видит меня молящимся – он спросит о смысле, и я должен быть готов «дать отчет о моем уповании». Слыша слова Писания, он будет задавать вопросы («Папа, а почему Иисус хотел скорее умереть – Он хотел к своему папе?» — так спросила меня 5-летняя дочь) – я должен отвечать развернуто и честно.
3. Эмоции, связанные с верой. Если для ребенка все, что связано с храмом, с самого детства тяжело и неприятно, то странно ожидать, что во взрослом возрасте он полюбит православие всей душой. Если молитва родителей – это только время, когда нельзя кричать и больше ничего, то как ему радоваться молитве?
Получится ли у меня сформировать у ребенка представление о Боге как о мудром и любящем Отце? Не знаю, гарантий нет. Вспомним, что сын святой Игнолии – блаженный Августин – долгое время не проявлял особого интереса к христианству, а сын преподобного Серафима Вырицкого, святого ХХ века, был безбожником до конца своих дней.
Но попытаться, бесспорно, стоит.
Общая семейная молитва — является хорошей школой для всех — и для малых, и для больших, потому что очень органично вводит в молитву церковную. Ребенок, научившийся молиться дома, с радостью идет в храм и узнает те молитвы, которые творились дома, а теперь воспеваются в храме. И ему хочется вместе со всеми служить в храме так же, как он участвует и в домашней молитве.
И в семейной молитве, и в храмовой рождается и укрепляется чувство предстояния пред Богом не одного, а всех вместе. Это — ценный опыт соборности, которая есть природа церкви. Если мы этот опыт не накапливаем, то церковь разрушаем. Общая молитва восстанавливает эту природу, которую, к сожалению, церковь сейчас во многом утратила, но должна ее вновь обрести, ибо без сослужения всех нет Церкви. Когда за нас служат, а мы стоим как потребители — дети или взрослые — то мы лишь слушатели, а не участники молитвы.
Из книги «Таинство детства»
Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7-8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше! Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они «ленивы», «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти «лень», «несознательность», «эгоизм» мы, родители, не замечая того, порой сотворяем сами.
Из книги «Общаться с ребенком. Как?»
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелий от Матфей, глава 19, стих 14).
Возможно, это и есть главная задача воспитания. Как известно, «душа по природе христианка» — в человеке с самого рождении заложено стремление к Богу. Поэтому наша задача — не задавить это стремление, не дать ему задохнуться под гнетом «обычаев века сего».
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его»
Невозможно обойти вниманием эту знаменитую цитату из ветхозаветной книги Притчей Соломона. В первую очередь, видимо, здесь говорится о том, чтобы не пренебрегать своими родительскими обязанностями, не попустительствовать, когда дети ведут себя недолжным образом. При этом следует помнить, что в других местах Писания говорится об опасности действовать в гневе («гнев не творит правды Божией»), и о том, что родителям не следует раздражать своих детей, чтобы они не унывали (Послание к Колоссаем, 3 глава).
Если родители сами не обращаются регулярно к Слову Божию, они не смогут правильно понять, когда и за что наказывать, и часто будут делать это по своему произволу, а не согласно высшей правде.
При этом ничто не мешает воспринимать розгу не как орудие физического наказания, а как метафору того урока (по-славянски – наказа), который родитель преподает своему ребенку.
Книги о воспитании детей
Читайте еще
Комментарии для сайта Cackle