Молитва

Молитва

Молитва — сердце веры. Бог есть, потому что люди знают Его в молитве. Вера в Бога возникает из общения с Ним. Поэтому о молитве трудно говорить — можно говорить только «из неё».

 

Если молитва — это глупо, то глупа сама вера как общение с Высшим. Если Бога нет — нет и молитвы. Если Бог — не Личность, то молитва не возможна.

 

Личность — тот, с кем можно говорить. Молитва и есть общение с Богом. Это существо веры — говорить с Богом, «быть вместе», общаться.

 

Просительная молитва 

Второе значение слова «молитва» (после общения)  — просьба. По-человечески понятно: просить чего-то, желать чего-то — одна из основ человеческого как такового. Молитва — артикулированное желание, обращенное к Богу.

 

«Просительная молитва» часто принимается за молитву вообще и потому подвергается критике. И совершенно зря. Желание — суть человека. У человека нет ничего, кроме его желаний, и их-то мы в первую очередь преподносим нашему Творцу.

 

Просительная молитва не тождественна просьбе. Когда мы артикулируем наше желание и отдаем его Богу, мы что-то с ним делаем. «Господи, дай здоровья моей матери» — это просьба из любви к Любви, и мы отдаем ее с легким сердцем. «Господи, сделай плохо этому человеку» — такая молитва невозможна, хотя подобных желаний сколько угодно. Молитва меняет наше желание: «Господи, убери из меня эту грязь, научи меня любить этого человека». Так мы «учим» наши желания, перестраиваем себя.

 

Просительная молитва — детство молитвы: «хочу», «дай», «помоги». Детсткая молитва — не значит плохая, наоборот, она чиста и невинна, как само детство. Но надо взрослеть: что хорошо в младенце, смешно в подростке, что хорошо в подростке — недостойно в взрослом.

 

Общение святых 

Третий образ молитвы (после общения и просьбы) — молитва чужими словами. Первые слова, которым учат ребенка: дай, хочу, мама, папа. Таковы и наши первые молитвы: «Господи, помилуй», «Подай, Господи».

 

Ребенок учится речи у родителей, повторяя за ними. Мы учимся молитве у святых, молимся их словами. Тексты молитвослова или Псалтири — не «заклятья», а учебник; проверенное русло, по которому мы направляем поток нашей души.

 

Близкая тема — молитвы святым. Их воспринимают — и часто, к сожалению, практикуют — как молитвы «богам»: мученице Татьяне как богине студентов, Иоанну Предтече как специалисту по головной боли.... Дело не в том, что это невыносимо тупо (хотя это так) — дело в том, что Церковь, конечно, учит совсем иному.

 

Во-первых, мы не молимся святым, а просим их молиться за нас Богу — разница огромная. Во-вторых, православные верят, что в Боге все живы. Непостижимым для нас образом святые живы — и поэтому в молитве мы можем говорить с ними, а они могут говорить с Богом. «Общение святых», как это называют богословы, образует подлинную основу Церкви. Это община, не знающая смерти и времени, скрепленная Божественной Любовью. Так во время богослужения мы все молимся вместе «явно», а дома —таинственным образом предстоим в общей молитве с живыми и усопшими.

 

Зрелая молитва 

Молитва, в которой мы приносим Богу самое сокровенное, изменяет нас самих. Великие молитвенники настолько изменили себя в школе молитвы, что молитва стала их существом. Это «самодвижущаяся молитва» — когда ум и сердце молятся как бы сами собой.

 

И высшая ступень молитвы — безмолвие. Человек говорит, исследует себя, приносит Богу свои желания, мысли, чувства… И вот, после долгих упражнений, он становится способен замолчать — и послушать, что ему говорит Бог.

Цитаты о молитве

Непрестанная внутренняя молитва есть беспрерывное стремление духа человеческого к Богу. Чтобы успеть в сем сладостном упражнении, следует чаще просить Господа, чтоб научил Он непрестанно молиться. Молись больше и усердней, молитва сама собою откроет тебе, каким образом может быть непрестанною; для сего потребно свое время.

«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»

Обыкновенный, простой христианин становится на колени, чтобы произнести молитву. Он пытается установить связь с Богом. Но если этот человек — христианин, он знает, что сила, которая заставляет его молиться, — это тоже Бог, так сказать. Бог внутри него. Но он также знает, что все его фактические знания о Боге приходят через Христа — Человека, который был Богом. Это Христос стоит рядом с ним, помогая ему молиться, молясь за него. Вы понимаете, что происходит? Бог — это Тот, Кому он молится, цель, которую он пытается достичь. Бог в то же время внутри него, это — та сила, которая вызывает в нем желание молиться. И Бог же — тот путь, по которому толкает его к цели сила, находящаяся внутри. Таким образом, все это троякое функционирование Триединого Существа происходит в обычной маленькой спальне, где обыкновенный человек произносит свою молитву. Этот человек захвачен высшей формой жизни — той, которую я назвал словом «зои», или жизнью духовной. Богом oн «затянут» в Бога, оставаясь в то же время самим собой.

 

Льюис «Просто христианство»

Бог существует вне времени. Его жизнь не состоит из моментов, следующих один за другим. Если миллион человек молится Ему в десять часов ночи. Ему не нужно выслушивать их всех в один и тот же отрезок времени, который мы называем «десять часов». Этот миг и каждый другой от начала мира — бесконечное настоящее для Него. Если хотите, в Его распоряжении вся вечность, чтобы выслушать молитву пилота, с которой тот обращается к Нему, пока падает самолет. Это трудно представить, я знаю. Позвольте мне пояснить эту мысль на таком примере. Предположим, я пишу повесть. Я пишу: «Мэри отложила работу. В следующее мгновение раздался стук в дверь». Для Мэри, которая вынуждена жить в воображаемое время, между тем, как она отложила работу, и стуком в дверь нет интервала. Но я, автор, который изобрел Мэри, не живу в этом воображаемом времени. Между первой и второй фразой я могу просидеть три часа, думая о Мэри. Я могу думать о ней, как если бы она была единственным действующим лицом в книге, размышлять о ней столько, сколько мне захочется; но все часы, которые я затрачу на это, недействительны для того времени, в котором живет Мэри (для времени, в котором протекает сюжет романа) К. С. Льюис «Просто христианство»

Большое место в благочестии православия (так же как и католичества) занимает почитание святых. Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, как думают протестанты, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним. Булгаков «Православие»

Сыны человеческие, принадлежа к единому человеческому роду, никогда не могут и не должны замыкаться в отъединении своем. И Христу, научившему нас взывать: Отче наш, мы предстоим вместе со своими братьями, насколько они находятся в этом общении, т. е. прежде всего со святыми. Это и есть «общение святых», communio sanctorum. Как одиноко и пусто в храме, из которого вынесены иконы святых, знаменующие их благодатное присутствие. Вместе с этими голыми стенами обнажается и наша бедная душа. Но сознание, что святые молятся с нами и за нас Христу, побуждает нас включать в это моление и обращение к ним об их молитве и помощи; в молитве ко святым расширяется душа наша. Мы испытываем одновременно и самую непосредственную близость общения с Христом, но и страх и трепет пред Божеским величием нашего Судии и Господа. Для нас естественно и нужно сокрыться от этого величия, растворить его трепетность для нас прибеганием под кров Пречистой Владычицы и святых, как ангелов и человеков, ибо они принадлежат к нашему роду, с ними мы можем говорить на языке человеческой немощи, а вместе и любви, чувствуя себя духовно плечо к плечу с ними пред страшным престолом Господним. Молясь святым, мы в сущности молимся Христу в Его Церкви, Телу Христову, Его человечеству. Конечно, из этого следует, что при почитании святых в молитвах к ним должна быть соблюдена известная внутренняя духовная перспектива и соотношение, в силу которого не умалялось бы для нас и не заслонялось величие Христово и наша жизнь в Нем, а чрез Него и во Св. Троице. Это соотношение дается церковным самосознанием, хотя и нельзя отрицать, что при наличии религиозной темноты и суеверия оно может быть практически нарушаемо в сторону многобожия и языческого «синкретизма», на почве которого мирно уживаются с христианством пережитки язычества. Но оно не коренится в самом существе почитания святых. Напротив, отрицающие его терпят большой духовный ущерб, и хотя остаются со Христом, однако повреждаются в своем отношении к Нему. Они обрекаются на духовную безродность, остаются без духовного рода и племени, без отцов и братьев во Христе. Они одиноко, и каждый за себя, не зная и не ища для себя примера и ободрения, проходят путь своего спасения. Конечно, фактически и здесь это не выполняется так последовательно, и святые Церкви здесь заменяются авторитетом и примером своих первоучителей, хотя бы апостолов. Но от них только учатся, но с ними и к ним не молятся, ибо совместная молитва с отшедшими осуществима лишь чрез молитву к ним. Булгаков «Православие»

Прежде всего, очень важно помнить, что молитва – это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений. Если можно было бы вызвать Бога к встрече механически, так сказать, вынудить Его к встрече только потому, что именно этот момент мы назначили для встречи с Ним, то не было бы ни встречи, ни отношений. Так можно встретиться с вымыслом, с надуманным образом, с различными идолами, которые можно поставить перед собой вместо Бога; но это невозможно сделать по отношению или в отношениях с Живым Богом, точно так же, как это невозможно в отношениях с живым человеком. Отношения должны начаться и развиваться именно во взаимной свободе. Если быть справедливым и посмотреть на эти отношения именно как на взаимные, то ясно, что у Бога гораздо больше оснований печалиться на нас, чем у нас – оснований жаловаться на Него. Мы жалуемся, что Он не делает явным Свое присутствие в те несколько минут, которые мы отводим Ему в течение всего дня; но что сказать об остальных двадцати трех с половиной часах, когда Бог может сколько угодно стучаться в нашу дверь, и мы отвечаем: «Извини, я занят», или вообще не отвечаем, потому что даже и не слышим, как Он стучится в двери нашего сердца, нашего ума, нашего сознания или совести, нашей жизни. Так вот: мы не имеем права жаловаться на отсутствие Бога, потому что сами отсутствуем гораздо больше Антоний Сурожский «Учитесь молиться»

Библия о молитве

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» 

Евангелие от Матфея, глава 7, стих 7

 

Как молиться? 

«Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 5-13

 

Дух молится за нас

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией»

Послание к Римлянам апостола Павла, глава 8, стихи 26-27

 

Бог слушает нас во всем

«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, --знаем и то, что получаем просимое от Него» 

Первое Соборное послание апостола Иоанна, глава 5, стихи 14-15

Беседа с великим молитвенником наших дней

Беседа с современным старцем Фаддеем Витовницким

Книги о молитве

Практическое руководство к молитве

Мень Александр, протоиерей

Благослови молитву мою

Мень Александр, протоиерей

Четыре слова о молитве

Феофан Затворник, святитель

О молитве

Феофан Затворник, святитель

Святые Отцы о молитве и трезвении

Феофан Затворник, святитель

Может ли еще молиться современный человек

Антоний Сурожский (Блум), митрополит

Молитва и жизнь

Антоний Сурожский (Блум), митрополит

Учитесь молиться

Антоний Сурожский (Блум), митрополит

Главы о молитве

Каллист и Игнатий Ксанфопулы, святые

Молитва Господня

Вениамин (Федченков), митрополит

Молитвенное приношение старца Софрония

Софроний (Сахаров), преподобный

Всех скорбящих радость

Вениамин (Федченков), митрополит


Комментарии для сайта Cackle

Тематические страницы