Покров Пресвятой Богородицы

О празднике Покрова

Покров Пресвятой Богородицы, отмечаемый 14 октября — один из любимейших православных праздников в России. При этом долгие века другие Поместные Церкви не знали этого праздника, и только в XX веке он распространился за пределы Русской Церкви.

 

Ученые спорят о том, какие именно события послужили причиной установки праздника. Приведем саму популярную версию.

 

Спасение чужой Империи

Византия воюет с мусульманами на востоке. Одновременно русы осаждают столицу империи, Константинополь. Спасти город могло только чудо.

 

Жители собрались для молитвы во Влахернском храме. Вместе с горожанами молился и Андрей Юродивый — скиф, бывший раб (в русских преданиях он потом станет новгородцем). Андрей юродствовал в Константинополе, глумясь над столицей «христианской империи», ходил по улицам Константинополя полунагой, едва прикрытый тряпьем, терпеливо сносил насмешки, добровольно подвергался избиению, спал на солнцепеке или на гноище, общался с блудницами и т. п. 

 

И вот в час вероятной гибели города, над коим он глумился, он видит в церкви Божию Мать, распростершую свой Покров (омофор, платок) над Городом. И по любви Богородицы город был спасен.

 

Интересно, что греки быстро забыли эту историю, а русских она стала столь знаменитой. Русские вспоминают, как Богородица спасла столицу не их империи от их предков. Вот она, христианская идентичность: с кем ты — с народом по крови или с народом Божьим? В праздник Покрова мы отвечаем: с народом Божьим. О том же говорит и сама история: Покров Богородицы сподобился видеть не епископ, не царь, не воин — а скиф, раб, юродивый, трижды чужой константинопольцам человека.

 

Молитва Богородицы

Но это не главное, а о главном сказать тяжело — так оно дорого и интимно.  Именно так близко и дорого верующим Заступничество Богородицы.

 

Юродивый Андрей видел, что Ее молитва, Ее забота, как большое покрывало, распростерт над молящимся в храме народом. Большой платок, который покрывает каждого со всеми радостями и тревогами, ничего не значащими достоинствами и мнимыми недостатками, покрывает каждого, кто рискнет попросить об этом.

 

Это очень яркий образ подлинной материнской любви — любви покрывающей, находящейся как бы над ситуацией. И этот образ еще больше сподвигает нас обращаться к Богородице в молитве.

 

Реальное присутствие

Молитва, обращенная к Богородице и святым — одно из узких мест православного богословия. Невозможно логически объяснить, зачем нужно молиться ей или любым другим святым, ведь реальность Евангельской истории дает нам «прямой канал» связи с Богом. Христос учит нас обращаться непосредственно к Отцу «во Имя Мое» (Иоан, 14:13). Мы больше не нуждаемся в посредниках, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (Тим, 2:5).

 

И тут нет логичного ответа — просто это реальность духовной жизни. И о ней знает всякий, кто просил молитв за себя или своих близких в сложной ситуации.

 

Богородица так же реально присутствует здесь, как и друг, которому мы посылаем эсэмэску «что-то младший совсем разболелся, помолись, пжлст». И столь же реальны — как болезнь, как эсэмэска, как этот друг, как присутствие Бога с нами здесь и сейчас — столь же реальна и молитва — Ее молитва к Богу о каждом, кто Ее об этом просит.

 

На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков.

 

Подборка о Покрове

Предлагаем почитать к празднику:

— Житие Андрея Юродивого

— «Всех скорбяхщих Радость» Вениамина (Федченкова) — о Заступничестве Богородицы

— Глава «Покров» из романа Шмелева «Лето Господне»

— Ролик «Православного календаря»

— Фильм «Покров» из цикла «Святыни»

Георгий Ковалевский «Покров: что поют в этот праздник в Церкви»

— Владимир Берхин: «Учит только провал», «Если завтра война»

 

Проповеди

Проповеди известных святых и современных священников на праздник Покрова:

— Свт. Феофан Затворник — первая, вторая

— Свт. Иннокентий Херсонский — первая, вторая

— Свт. Лука Крымский

— Свт. Дмитрий Ростовский

— Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

— Епископ Василий (Родзянко)

— Священник Дмитрий Смирнов — первая, вторая, третья, четвертая

— Священник Валериан Кречетов

— Священиик Андрей Ефанов

 

Богослужение, молитвы

Предлагаем почитать и послушать богослужебные тексты, посвященные празднику Покрова Богородицы

— Минея Праздничная, которая читается на службе в храме — по-русски и по-славянски

«Под покровом Богородицы» — церковные песнопения и песни Покрову Богородицы

— Альбом Илариона (Алфеева) «Молись Россия под Покровом Пресвятой Богородицы»

— Акафист Покрову свт. Иннокентия Херсонского

— Акафист Покрову

— Кондак акафиста Покрову

— Тропарь, кондак и стихира Покрову из сборника «Софию Богомудрую песньми восхвалим»

— Кондак праздника древним знаменным распевом

— Тропарь праздника

— Покровский звон

Цитаты о Покрове

«Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его Рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие Другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит:"Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?" Он же ответил:"Да, отец мой духовный". И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, — а был он велик и грозен — распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой».

 

Житие Андрея Юродивого

«Покров. За ранней Литургией проповедовал об отвержении нашим миром, современным человеком – страдания. Символ нашей эпохи – pain killer [болеутоляющее средство (англ.).].  Все направлено на то, чтобы "не страдать". Поэтому и религию воспринимают как pain killer. Отличие этого, поистине демонического, подхода от того, что выражен, явлен в празднике Покрова, во всем образе Богоматери. Да, тут тоже – помоги , но со знанием глубины жизни и страдания как неизбывной судьбы человека в "мире сем". Стоять у Креста – одно, а "пикетировать" Пилата было бы совсем другое».

 

Дневники отца Александра Шмемана


Комментарии для сайта Cackle

Тематические страницы