«Лучше не жениться» — восклицают апостолы после рассказа Христа об обязанностях мужа и жены. Учение Христа об «абсолютной моногамии» воспринимается — не кем-нибудь, а Его учениками! — как нечто совершенно невыполнимое. Так считают сами апостолы.
Но «что невозможно человеку возможно Богу».Чтобы союз мужа и жены был таким каким его задумал Бог — нужен Сам Бог, нужна благодать: нужно Таинство — Таинство брака, Венчания. Благодать Божья укрепит то, что по «естественному порядку» не может удержаться.
Первые человеческие отношения — это отношения мужа и жены, Адама и Евы. Человек совершил первый грех не один, а как пара. С тех пор, никакая друга сфера человеческой жизни не запутана так как сексуальная. Счастливая семья есть в буквальном значении слова чудо, она может родиться только в Таинстве.
Семья в падшем состоянии есть «ячейка общества», т. е. первоэлемент этого мира. Христос призывает ненавидеть «естественные связи» и строить отношения через Него, а не по законам падшего мира.
Брак, как он задуман Богом, и каким он может стать с помощью Божьей — прекрасен, это
образец отношений людей друг с другом и Богом. Писание через брачные образы передает свою Весть о Любви — в Песни Песней, и особенно прекрасно — через несчастный брак - в книге Осии. Христос — Жених, а христиане — сыны чертога брачного. Апостол Павел уподобляет тайну Церкви и Христа тайне мужа и жены. Апокалипсис кончается призывов Невесты: «Прииди!».
Апостола Павла часто обвиняют в сексизме. Однако, если мы внимательно прочитаем его замечания по поводу отношений супругов, то поймем простую логику апостола. Он не занимается разбором конкретных обычаев или мнений той эпохи. Для него главное — утвердить принцип: «во Христе нет ни мужчины ни женщины». Продвигая этот основополагающий принцип, но не входя в спор с обычаями, которые он не в силах изменить, Павел через сами эти обычаи показывает Христову правду. Действительно, «жена не властна над своим телом, но муж», но ведь «равно и муж не властен над своим телом, но жена». Да, «жене не разводиться с мужем», но «и мужу не оставлять жены своей». Этот принцип положен в основание всех наставлений Павла относительно брака и гендера вообще.
Значение брака как таинства не может быть осознано вне евхаристического контекста. Церковь с самых первых дней своего существования признавала лишь тот брак, который заключался между двумя членами Тела Христова; лишь он мог быть преобразован в реальность Небесного Царства. Только в плоти и крови Христовой двое христиан могут стать единой плотью на христианском пути – через Евхаристию, делаясь причастниками Тела Христова. Вот почему древние христиане заключали браки только во время Божественной Литургии, когда жених и невеста причащались Божественных Тайн; таким мог быть только первый брак, который обе стороны воспринимали как вечные узы, нерасторжимые и после смерти.
Из книги «Брак в православии»
В Священном Писании брак предстает выражением предельной радости, предельной полноты. Это полнота не успокоенности, а торжества радости и любви. Самый совершенный образ ее нам дан в так называемом браке Агнца, то есть в соединении, в радости встречи Бога, ставшего человеком, отдавшего всю Свою жизнь, все Свое бытие миру, – с тварью: когда все уже завершено, когда нет уже противоположения, когда Бог и человек объединены общей жизнью. И это не ограничивается человеком, а перерастает его и охватывает всю тварь, так что апостол Павел мог сказать: «Будет Бог все во всем».
Из книги «Таинство любви»
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его
Лекция Ольги Гумановой
Книги о браке
Читайте еще
Комментарии для сайта Cackle