Общая стратегическая цель курса — реконструкция оригинального строя понятий и способа мышления, созданного Восточным христианством — «Восточнохристианского дискурса».
Традиционная оценка Восточнохристианского дискурса исходит из парадигм развития западного мира, из представлений и установок западного менталитета — как из универсальных ориентиров, явно или неявно признающих западную модель единственной нормой и эталоном развития, а все несовпадения с нею расценивая как отклонения от нормы и признаки недоразвитости.
В противоположность этому, в курсе обосновывается тезис о том, что духовный мир Восточного христианства изначально руководствовался установками, отличными от формировавшихся на Западе, а в своей дальнейшей истории стойко их придерживался. Таким образом Восточнохристианский дискурс возникал как воплощение и развитие изначальных установок Восточнохристианского сознания.
Суть этих установок — примат определенного рода опыта, а именно: аутентичного опыта соединения со Христом. Этот опыт достигался в преемственно сменявших друг друга формах — таких, как опыт апостолов, затем мучеников, затем аскетов. Как следствие примата этого опыта Восточнохристианский дискурс и учение Православной Церкви складываются как синтез патристики и аскетики.
В курсе рассматриваются этапы формирования Восточнохристианского дискурса в их исторической последовательности. В ходе перехода от этапа к этапу происходило накопление фонда «автохтонных и эндемических» понятий, то есть понятий, созданных этим дискурсом и только ему присущих.
В качестве ключевых этапов выделяются:
IV век — время возникновения (прото)исихастской аскезы и патристического учения о (Божественной) Личности;
первый синтез дискурса в творениях прп. Максима Исповедника (VII век); и наконец, второй, паламитский синтез в эпоху византийского Исихастского возрождения (XIV век).
Равное внимание уделяется патристической и аскетической компонентам дискурса. В исследовании понятий последовательно проводится компаративный подход: на всем протяжении истории дискурса, его понятия, строй и способ сопоставляются с двумя постоянными диалогическими партнерами — дискурсом Западного христианства и дискурсом античной мысли, в первую очередь неоплатонической.
[Рекомендуемые Хоружим книги к этому курсу помещены ниже в блоке «Смотрите также».]