Ясность и аскетизм первых христиан или роскошь золота эпохи барокко? О том, может или нет православный храм быть минималистским, рассуждает иконописец Филипп Давыдов.
Сегодня, когда в храмах мы видим разброс стилей и обыкновенной безвкусицы, кажется, что язык иконы и церковной архитектуры должен быть максимально освобожден от исторических и стилизаторских наслоений. В нем хочется видеть ясность и аскетизм первых христиан, а не роскошь золота эпохи барокко.
«Что больше: золото, или храм, освящающий золото?» — восклицал Иисус Христос. «И чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую перегородку между нами и иконой», — писал князь Евгений Трубецкой в своем трактате «Два мира в древнерусской иконописи».
Но может ли православный храм быть минималистским? Или тут можно говорить просто о хорошем вкусе и отсутствии излишней роскоши в декоре? Каков подлинно церковный «царский путь»?
Лектор: Филипп Давыдов, иконописец, член Союза художников, преподаватель иконописи в России и за рубежом.