Наиболее ранние сведения о русском церковном многоголосии относятся к XVI в., хотя в примитивных формах, по мнению музыкальных исследователей, оно встречалось и раннее. Первые упоминания о таком пении появляются в Новгороде и Пскове. Услышав в Новгороде такую службу, Иван Грозный пришел в восхищение и распорядился ввести такое пение во всех храмах Москвы и окрестностях, а в 1551 г. церковные власти официально дают «добро» на многоголосное пение в храмах.
Практика народного многоголосия оказывала значительное влияние на полифонические произведения XVI в. Русские мастера и знатоки пения использовали подголосочную полифонию, народную манеру «расщеплять» голоса, перекрещивать их, переносить отдельные голоса временами на октаву вверх (что меняло характер звучности хора). Это привело к созданию самобытного стиля хорового пения. Церковное многоголосье того времени, называемое также «строчным», как и народное, чаще всего является двух или трехголосным. В последнем случае основная мелодия велась в среднем голосе, ее вел самый искусный из певцов, руководитель хора, «головщик».
Кроме строчного пения в старинном русском многоголосном искусстве существовало другое направление — путевое троестрочное пение. Особенностью этого стиля является абсолютная свобода голосоведения, контрастное движение мелодических линий, в результате чего между голосами постоянно возникают диссонансы. Особенно характерна жесткость звучания для окончания произведений, когда кроме обычных секунд, обычно встречающихся в таких произведениях, появляются звуковые комплексы, состоящие из двух секунд, звучащих одновременно. Постоянно встречающиеся такие звуковые конструкции с диссонансами в песнопениях путевого распева, особенно в каденциях, наводят на мысль, что эти «терпкие» звучания нравились мастерам звукового пения, и они сознательно включали их в свой репертуар. Музыкальный исследователь Глинкинской эпохи — Одоевский — высказался, что в таком путевом распеве ни одно человеческое ухо не вынесло бы такой дисгармонии. Тем не менее образцы таких диссонансов встречаются и в более гармоническом, «строчном» стиле, что говорит о распространенности такого стиля пения на Руси в XVII и XX вв.
К образцам троестрочного путевого пения относятся «Приидите, поклонимся» и «Единородный Сыне».
Три песнопения «Исполаити Деспота», «Достойно есть», «Многолетствование» дают понятие о хоровой музыке, пришедшей в XVII в. на смену старинным распевам и знаменовавшим наступление в русском хоровом искусстве эры гармонического многоголосья.
Записано ансамблем «Мадригал» на фирме грамзаписи «Мелодия», 1979 г.