«Рильке был одним из тех редчайших гениев, которые, вырастая из своего времени, вместе с тем стоят как бы вне времени, непосредственно укорененные в сверхвременных глубинах духа. Что в наше время лихорадочной суетни, — в эпоху, где всё отдано мимолетному мигу, и вся стихия современной жизни — то, что Рильке называл «жуткой вакханалией городов», — всё более опустошают душу, — мог жить великий поэт, вся жизнь которого освящена тишиной уединения, всё существо которого погружено в вечность и насыщено Богообщением — этот факт дает утешительное сознание неискоренимости духовного бытия, образа Божия в человеке, голоса Божия в глубинах человеческого духа.
Чувство интимной близости, кровной любви к Богу приникает собой всю религиозную лирику Рильке, и он находит для ее выражения самые нежные, трогательные, умиляющие слова. Но именно поэтому он должен искать новых, неслыханных доселе слов, и новых, дерзновенных понятий, чтобы точнее и полнее выразить всю интимность и нежность своего чувства и отношения к Богу.
В наше время Бог так покинут людьми, что представляется поэту беспомощным птенчиком, выпавшим из гнезда; поэт чувствует вместе с биением своего собственного сердца трепет его сердца в своей руке и поит его капелькой воды.
Это религиозное чувство, выраженное в этих образах, кульминирует в подробно и с любовью развиваемом у Рильке представлении о Боге, как «самом человеческом» — представлении, которое есть своеобразная и парадоксальная перифраза бесспорно христианского в своей основе богосознания», — писал о поэзии Рильке христианский мыслитель С. Франк.
На этой странице вы найдете: «Книгу образов» — собрание множества стихов Рильке в разных переводах; сборник стихов Рильке «Часослов» в переводах А. Прокопьева, В. Топорова, В. Микушевича и сборник «Новые стихотворения» в переводе К. П. Богатырева. Аудиоверсии: «Часослов» (Олег Исаев; портал «Предание.ру»), «Стихотворения» (Иннокентий Смоктуновский; радио «Культура»), «Сонеты к Орфею; радио «Культура»), «Несколько стихотворений из разных сборников» («Аудиокнига своими руками»; Ирина Власова).