Латиноязычный христианский богослов (по некоторым данным, епископ). Сведений о его жизни сохранилось мало. Известно, что он жил в Римской Африке и принадлежал к ригористической группировке раскольников, возглавляемой карфагенским еп. Донатом. Впрочем, среди самих донатистов Т. считался либералом
Латиноязычный христианский богослов (по некоторым данным, епископ). Сведений о его жизни сохранилось мало. Известно, что он жил в Римской Африке и принадлежал к ригористической группировке раскольников, возглавляемой карфагенским еп. Донатом. Впрочем, среди самих донатистов Т. считался либералом и подвергся осуждению на их соборе (380). Т. принадлежит толкование на Откр., которое в наст. время утрачено. В историю библеистики он вошел как автор кн. Liber de septem regulis ad investigandam et inveniendam S. Scripturae intelligentiam (рус. пер.: «Книги о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св. Писания»). Труд Т. направлен на преодоление библ. «противоречий» и объяснение трудных мест Библии. В 1–3 правилах он отмечает, что следует различать между речениями, касающимися Спасителя и Его Церкви, хотя в самом контексте они нередко слиты воедино. Такого же дифференциров. подхода требует понятие «Израиль». Напр., во 2-й части Кн. Исайи он одновременно назван избранником, орудием спасения (41:8 сл.) и глухим слепцом (42:18 сл.). В первом случае говорится об идеальном народе Божьем (Церкви), а во втором — о народе в его эмпирическом состоянии. 4-е правило посвящено трудному вопросу об оценке Закона ап. Павлом. С одной стороны, апостол возвещает, что Закон отменен, а с другой — что он «свят» (см. Павла св. ап. послания). Т. толкует это таким образом: святы сами заповеди Закона как данные Богом; бессильны же они, когда люди относятся к ним формально, законнически. Согласно Т., такое отношение было не только у фарисеев, но часто встречается и у христиан. 5-е правило содержит попытку объяснить цифровые расхождения в Библии. 6-е правило вводит теорию «рекапитуляции», согласно которой ряд событий и образов, следующих в тексте друг за другом (напр., в Откр.), не означает хронологич. последовательности, а описывает одно и то же событие с разных точек зрения. 7-е правило касается библ. иносказаний и метафор. Напр., речь к вавилонскому царю в Ис. 14 одновременно относится и к сатане. Книга Т. высоко ценилась блж. Августином, несмотря на то, что ее автор был раскольником. Через Августина труд Т. оказал влияние на средневековую экзегезу, начиная с Исидора Севильского.
Александр Мень. Библиологический словарь