Очень мало осталось в России людей, которые знают и любят древнюю русскую музыку. А тех, кто ее исполняет, — и того меньше. Один из таких подвижников — Геннадий Иванович Лавров, народный сказитель, гусляр, певец и композитор, художник, задавшийся непростой целью воссоздания древней из
Очень мало осталось в России людей, которые знают и любят древнюю русскую музыку. А тех, кто ее исполняет, — и того меньше. Один из таких подвижников — Геннадий Иванович Лавров, народный сказитель, гусляр, певец и композитор, художник, задавшийся непростой целью воссоздания древней изустной традиции эпического исполнительства. Вот уже более 20 лет старинные песни, былины, баллады в его исполнении живут полнокровной жизнью. Они не сданы в архив, на пыльные полки библиотек, а изо дня в день исполняются и с огромным вниманием слушаются современными людьми. На основе концертной, педагогической практики, многочисленных лекций и бесед, профессором Г. И. Лавровым была разработана концепция современного эпического исполнительства, благодаря которой народные сказания обретают новую жизнь. Они снова звучат, не теряя своей красоты и смысловой актуальности. В пении артиста прослеживается яркая русская вокальная школа вокала, вершиной которой является творчество Ф. И. Шаляпина. В последнее время выпущено два альбома: «Как во стольном граде во Киеве», «О Светло Светлая». Геннадий Иванович — самый старший в содружестве «Калики». История народов, запечатленная в летописях, свитках, книгах… В ней жизнь многих поколений людей записана знаками, буквами, изображена в рисунках. Страницы книг еще и сейчас несут в себе печать чувства живого летописца. Но не звучит живое слово, Его шептали губы летописца, Те звуки в вечности растаяли. Но все же чудо есть — Изустное преданье! Тысячелетиями в них из уст в уста, Передается, Живое слово старина. В народе таких редких исполнителей старинных сказаний называют сказителями. Период времени с 1985 по 1999 г. характерен пробуждением огромного интереса к старине. Древние национальные традиции народов России начинают жить новой жизнью. Создается множество фольклорных коллективов, задачей которых является — исполнение народных песен наиболее близкое к старинному. Петь так, как пели наши бабушки, становится не стыдно. Все это происходит на фоне бурного увлечения современными ритмами. Песни модных певцов, композиторов, интернациональны по сути своей, становятся основой музыкальных увлечений молодежи. Главенствует певческая традиция, разрушающая национальные устои певческой культуры многих народов. Песни новые и старые звучат повсеместно, но редко услышишь исполнение древних сказаний. Искусством этим владеют единицы. Поэтому-то так драгоценны сейчас попытки воссоздания традиций эпического исполнительства. Если песня русская, проживая времена и эпохи, изменяется, наполняясь и новым содержанием и новыми мелодиями, то исполнение эпических произведений не изменилось. Все то же псалмодическое, однообразное, бесстрастное напевание ритмических стихов — трудно воспринимается сегодняшним слушателям. Хотя по богатству письменного наследия, доставшегося с древнейших времен народу русскому, эпос Руси уникален. Америка еще не была открыта Колумбом, а бесценный памятник письменности древней Руси «Слово о полку Игореве» был уже давно написан. Столетиями собиратели древних сказаний фольклористы записывали тексты былин, песен. Оживить эти тексты трудом современных сказителей, запеть их по-новому, не разрушая старого, — наша задача.