Сергей Хоружий — классик современных восточнохристианской теологии и философской антропологии. Главная его тема — антропология духовных практик, прежде всего — восточнохристианских (исихазма). На основе этой антропологии Хоружий создал новую «панпарадигму» социогуманитарных дискурсов, а в частности, и новый подход к социальным феноменам. Таким образом любой из социальных феноменов может и должен быть понят в рамках восточнохристианского дискурса. Именно такого рода работа проделывается Хоружим в монографии «Социум и синергия: колонизация интерфейса». Здесь разобраны следующие феномены, темы, проблемы: диагностика и управление антропологическими трендами, распознавание несомых ими рисков, экология и технологии, секулярность и постсекулярность, диалог конфессий и религий, судьбы общения в современности, соборность и демократия, виртуальные пространства, киборг- и мутант-тренды, постчеловеческие сценарии. Аннотация:
«Книга развивает новый подход к изучению социальной реальности в ее динамике, основанный на выявлении связей между социальными и антропологическими явлениями. Базой подхода служит синергийная антропология, в рамках которой строится аппарат для описания и освоения, "колонизации" интерфейса Социального и Антропологического. Главным орудием колонизации служат антропологические тренды, для работы с которыми развиваются две методики: диагностика трендов (отыскание порождающих их антропоформаций) и управление трендами (их стимулирование, блокирование и т.п.). Развитый аппарат применяется для анализа наиболее актуальных современных проблем: глобальные риски, экологический кризис, рост виртуализации реальности, проблема Постчеловека и др. Особое внимание уделено тренду Ухода, как мы назвали собирательный антропотренд, вобравший в себя проявления и тенденции видовой усталости Человека, его тяги к самоустранению.
Наш анализ позволяет также формулировать стратегии изменения, коррекции антропосоциальной ситуации. В этих стратегиях ключевую роль играют два феномена: переход современности в постсекулярную парадигму и возврат Онтологического человека – антропоформации, конституируемой в религиозном опыте и вытесненной процессами секуляризации. Отражая новые отношения Антропологического и Социального, указывая пути и средства для ориентации и действия в современной реальности, предлагаемый подход может найти обширную сферу применения».