Монография богослова начала XX в. Алексия (Кузнецова) посвящена юродству и столпничеству — двум наиболее «экстравагантным» видам христианской святости. Исследование носит не исторический или культурологический характер: архиеп. Алексий задается скорее богословскими вопросами, рассматривает духовную сущность подвигов юродства и столпничества.
Автор описывает побуждения, вызвавшие на свет его труд: «“юродство” и “столпничество” взору современного человека в лучшем виде представляются не более, как явления странные, непонятные, далее затем, как явления бесцельные, неразумные, даже могущие, особенно «юродство», вводить других в соблазн, следовательно, прямо разрушительные в сфере нравственной, о чем в свое время писали г. Розанов, г. Скабичевский, гг. Стоюнин и Энгельгард; историки же Гизо и Гиббон, писавшие о столпниках, излили на них из-под пера всю свою желчь, называя образ их жизни недостойным человека-христианина и объясняя его то гордостью, то фанатизмом.
Итак “юродство” и “столпничество”, как сами по себе — по своей необычайности и редкости, так и по тем упрекам и нападениям, каким они подвергаются со стороны противников своих, невольно должны обращать внимание всякого, кто принимает участие в делах церкви Христовой и для кого дорого и всякое, а тем более необычайное, явление, в ней происходящее.
Вот обстоятельства, побуждающая рассматривать эти два, однородных по своей оригинальности, подвига. Всякому исследователю, вращающемуся в подобной области, необходимо выяснить побуждения и цели и рассмотреть подобные, якобы ненормальные явления, в отношении к природе человека и духу веры, рассмотреть их с внутренней и высшей стороны, потому что для людей, мало знакомых с высшею духовною жизнью, “юродство” и “столпничество” являются, конечно, смешными, отвратительными и лишь с той узкой точки зрения, с какой непонятными и бесцельными могут для них казаться все проявления высшего аскетизма».