«Радуйся, Живоносный Кресте…»
Обращение к Кресту, как живому существу в стихирах (также как поклонение Кресту), вызвало в своё время немало дебатов среди богословов. С поэтической же точки зрения не поспоришь, что это пример великолепного тропа, разом передающего всё ликование верующих по поводу обретения утерянной главной Святыни и возвращения плененного Патриарха.

Древо Животворящего Креста Господня, найденное ранее византийской царицей Еленой, в 614 году было захвачено персидским царем Хосроем II, вернулось в Иерусалим только через 16 лет, как раз в середине Великого поста, в сопровождении вызволенного из плена Патриарха Захарии. Можно ли представить, какая радость переполняла в эти дни каждого христианина? Только позже, когда историческая память немного ослабла, праздник, по утвердившемуся обычаю, перенесли на ближайшее воскресенье и связали его с началом подготовки оглашенных к великому Таинству Крещения.
«…благочестия непобедимая победо…»
«Кресту Твоему поклоняемся Владыко\ и святое Воскресение Твое славим».

Сегодня мы с трепетом пели это песнопение вместо Трисвятого.

Настоятель нашего прихода о. Андрей Овдиенко в Прощеное воскресенье сказал на проповеди: «Пост это подвиг ради Христа, и дьявол так восстаёт на подвизающихся, что выдержать это без помощи Божьей просто невозможно!» Каждый из нас, наверно, слышал рассказ от своих недавно воцерковленных знакомых, которые ранее выдерживали какие-то «лечебные голодовки» по 40 дней на одной воде, или вовсе лишали себя даже питья во имя каких-то политических протестов, и вдруг оказывались бессильными даже перед такими мягкими условиями жертвы Христа ради.

И каждый из нас наверняка чувствовал это «воспринимание на рамо» Христа, когда уже малодушно хотелось ослабить тяготы поста. Великое смирение, которое Господь явил нам на Кресте, стало и страшным оружием, поражающим гордого дьявола.

Крест – это то, что делает возможным наше благочестие, единственное непобедимое оружие наше против врага, без Креста мы не прошли бы и шагу.
«…дверь райская…»
Накануне этого праздника, в предыдущую седмицу поминались сорок Севастийских мучеников. Сорок прекрасных, как бы сейчас сказали «элитных» воинов, взяты были своим воеводой за исповедание Христа и посажены в ледяное озеро. И вот мы имеем два наглядных примера из этой истории: об оставлении своего личного креста и о следовании ему даже до смерти. Один из мужей, под утро не выдержав испытания , выбежал из ледяного озера в горячую баню – и сразу же погиб, а мать одного из самых молодых воинов, стоящая рядом и наблюдавшая за мучениями своего сына, так страшилась, чтобы он не отрекся от Христа вслед за отступником, что умоляла терпеть до конца, наблюдая как сын страдает от холода и как ему потом, не умершему от ледяной воды, перебивают голени. Разве не леденит душу эта история? Леденит, страшит, но и отрезвляет. Мало ли горемык, бросивших свой крест, тяготятся своей жизнью, не видя в ней ни покоя, ни настоящей радости!

Дай же нам Боже уподобиться не бросившему своё мучение отступнику, но матери молодого воина - в подвиге несения своего креста.
«…верных утверждение, Церкве ограждение…»
«Хочешь спастись? – спрашивает свт. Иоанн Златоуст. – Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк, а если, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви: нет ничего в мире сильнее Ея. Она – твоя надежда, в ней твое счастье».

Сколько напастей терпим мы порой даже от ближних, которые недоумевают: а зачем это нужно – каждое воскресенье ходить в храм? «Зачем эти все посты, эти правила непонятные? Зачем вы себя мучаете?»

Их раздражает всё: и ограничения во время постов, и то, что каждый день у нас праздник. Порой этому раздражению даже они сами не могут подыскать логическое объяснение. Почему каждый, кто воцерковляется терпит такие напасти? Почему не в тот момент, когда поверил в Бога, поверил в то, что Христос есть Бог и Спаситель, а именно тогда, когда зажмурив глаза, решился на этот шаг: раз и навсегда остаться в ограде Церкви и никогда не покидать её!?

Выводы, приходящие на ум, полностью совпадают со словами свт. Иоанна Златоуста.
«…имже тля разорися и упразднися…»
Самый волнительный, самый сияющий момент здесь на земле в воинствующей Церкви, это первое пение тропаря в конце Пасхальной Заутрени «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Никогда не поймут этого ликования люди, стоящие вне церковной ограды. И жалко их до слёз! И тех, кто стоит с яйцами и куличами на улице, и тех кто мирно спит в своей кровати в эту Великую Ночь. Староста нашего храма, крепкий человек, отставной военный видавший виды и никогда не плакавший, в первую пережитую им пасхальную ночь расплакался от счастья, как ребёнок. «Настоящий праздник!» - только и мог сказать он.

Рай открывается Крестом. Ад упраздняется Крестом. Жизнь воцаряется Крестом. Смерть попирается Крестом. Трудно это вместить и понять, «слово бо крестное погибающим юродство есть» Несомненно, Крестопоклонная неделя – кульминация Святой и Великой Четыредесятницы. Да пройдём и мы вместе с нашим Спасителем весь наш крестный путь, чтобы иметь надежду услышать Его слова: «Сегодня же будешь в раю со Мной».

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle