В синодальный период истории Русской Православной Церкви церковное искусство в Петербурге достигло необычайного расцвета. Сейчас невозможно представить город без замечательного ансамбля Александро-Невской лавры с ее величественным Троицким собором, без других соборов — стройного Николо-Богоявленского, сочетающего строгие классические формы с традиционным русским пятиглавием Преображенского, Владимирского, купола которого напоминают шлемы древних русских воинов… Эти храмы являются истинными шедеврами мирового зодчества XVIII–XIX вв., они свидетели и участники великой истории нашего народа. Именно здесь в синодальный период возникло и развивалось новое многоголосное церковное пение, которое пришло на смену одноголосному знаменному распеву. Главное направление развитию певческого дела дала Петербургская певческая капелла, где обучались певцы, а затем и регенты церковных хоров. Среди первых воспитанников Капеллы были известные церковные композиторы М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский, который стал одним из первых директоров Капеллы. Преподавателем Капеллы был протоиерей Петр Турчанинов, регент Петербургского митрополичьего хора, находившегося в Александро-Невской лавре. Он сделал множество гармонизаций древних распевов, в том числе путевого и знаменного. Особенно известны его задостойники, стихира Великого Поста «Тебе одеющагося», трипеснец Великого Пятка «К Тебе утреннюю», «Благообразный Иосиф» и другие произведения. Особо следует сказать о выдающемся церковном композиторе петербургской школы А. А. Архангельском, который является одним из самых популярных и любимых духовных композиторов. Он был также известнейшим регентом и основал хор, вошедший в историю искусства под его именем. Произведения Архангельского молитвенны, напевны, создают особое настроение, они доступны для исполнения небольшими хорами. Особенно любимы его «Милость мира» № 6, «Заупокойная ектения», «Великое славословие», «Хвалите имя Господне», концерты. Кроме того, А. А. Архангельский был прекрасным популяризатором церковного хорового пения. Его хор пел не только в разных храмах, но выступал с концертами церковных песнопений. Прекрасный педагог, он воспитал несколько поколений певцов и регентов. Продолжателями традиций петербургской школы регентского дела в послереволюционный период были профессор Л. Н. Парийский, доцент А. Ф. Шишкин, П. В. Пулга, Н. М. Бурмагин, Н. А. Левин, профессор Н. Д. Успенский. Смешанный хор Троицкого собора Александро-Невской Лавры начал свою церковно-певческую деятельность в 1957 г. С 1958 г. руководителем хора являлся диакон Павел Герасимов (в сентябре 1987 г. был возведен в сан протодиакона, скончался 12 ноября 2002 г. на 73-м году жизни). В репертуар хора входили произведения самых разных композиторов, различные гармонизации древних распевов, а также древние распевы в чистом виде. В 1977 г. вышла первая пластинка с записью пения хора Троицкого собора, которая включена в состав альбома «Избранные духовные песнопения», изданного Ленинградской митрополией. Смешанный хор Ленинградской духовной академии, семинарии и регентского отделения возник в 1979 г. после открытия в Ленинградской духовной академии регентского класса — учебного заведения, где обучаются будущие руководители церковных хоров. В репертуар хора были включены древние распевы, гармонизации и переложения русских духовных композиторов, сочинения известных церковных авторов, а также произведения для хора светских композиторов, русские народные песни. Руководителем хора в тот период являлся иеромонах Ионафан (Елецких) — выпускник Ленинградской духовной академии. Музыкальное образование по специальности «Регент хора» он получил под руководством профессора Н. Д. Успенского, известного музыковеда, доктора Церковной истории.