Первый константинопольский патриарх после падения Византии (под конец жизни отрекся от патриаршества и окончил свои дни в монастыре). Был крупным государственным чиновником Византии. Ученик Марка Эфесского (под его влиянием Геннадий Схоларий стал противником унии, первоначально он был сторонником
Первый константинопольский патриарх после падения Византии (под конец жизни отрекся от патриаршества и окончил свои дни в монастыре). Был крупным государственным чиновником Византии. Ученик Марка Эфесского (под его влиянием Геннадий Схоларий стал противником унии, первоначально он был сторонником примирения с католиками: «не отрицаю, что желал объединения с латинянами… Я не был настолько глуп, чтобы не желать этого, однако я искал единства, основанного на истине… Что же касается латинян, то я уже давно отверг их учение и вернулся к учению наших отцов, которого прочно придерживаюсь, готовый скорее лишиться всего, чем отказаться от него, поскольку убежден, что не существует ничего более согласного с истиной»). Крупнейший богослов своей эпохи, писатель, общественный деятель. Интересно, что, будучи главой противников унии с католиками, Георгий (Геннадий) Схоларий — православный томист, его творения — замечательный образчик самой настоящей схоластики. Писал в основном полемические трактаты (против католиков, мусульман, иудеев — тогда Церковь оказалась под двойным ударом турецкого завоевания и латинской пропаганды), продолжатель паламитского богословия (которое он защищал чисто схоластическими методами: апологию различия в Боге сущности и энергии, Геннадий Схоларий начинает с того, что этого различия в Боге безусловно нет!). Падение Константинополя вызвали размышления Георгия (Геннадия) Схолария о конечных судьбах мира, Божественном участии в истории. Несмотря на борьбу с католицизмом, Геннадий Схоларий относился с любовью к западным братьям (которых Геннадий Схоларий предостерегал называть раскольниками или еретиками, предпочтительно: «отколовшиеся», «отложившиеся», «инаковерующие», был большим поклонником Фомы Аквинского (которого он переводил на греческий; Геннадий Схоларий сожалел лишь о том, что Фома не родился на Востоке и потому не остался свободным от заблуждений в учении об исхождении Св. Духа). Геннадий Схоларий много размышлял над вопросами Божественного предопределения, происхождения человеческой души, эсхатологии. Еще интересен факт, что Геннадий Схоларий в триадологии близок к Августину: святитель применял психологическую модель Троицы, говоря, что Бог есть Дух познающий и любящий; предел Его познания — Сын, предел любви — Св. Дух — логика, которую сейчас многие православные богословы почему-то считают еретической.