«Очерки русского храмостроения» — курс лекций историка и краеведа Александра Ракитина.
«КОГДА И ЗАЧЕМ НАЧАЛИ ОТАПЛИВАТЬ ХРАМЫ». Кажется очевидным, что храм в средней полосе нужно отапливать. У любой московской приходской церкви XVII–XIX вв. есть теплые приделы или трапезные с дополнительными престолами. А на Русском Севере и Верхнем Поволжье к летнему храму обычно строили теплый «дублер» — низкий распластанный храм с обязательной трубой над кровлей. Вопрос отопления кажется узкоспециальным — но именно эти особенности определяют облик русского храма в XVII–XIX вв.
Однако в этой, казалось бы, простой теме есть масса вопросов: когда храмы на Руси стали отапливать? Почему нам не известно ни одной теплой церкви домонгольского периода? Откуда появились трапезные в приходском строительстве и почему они так называются? Как отапливались Успенский собор Московского Кремля, Софийский собор в Великом Новгороде или храм Христа Спасителя в Москве? Почему многие московские храмы называются по теплым приделам, а не по главному престолу в летней церкви?
«МОНАСТЫРЬ В ГОРОДЕ». Мы привыкли думать, что любая монашеская обитель стремиться к уединению — в места пустынные и безлюдные, подальше от суеты городов и больших дорог. Однако это не всегда было так.
Большая часть российских монастырей возникла в городах — на территории крепостей или рядом с торгом, у оживленных улиц и на перекрестках. И наоборот: те, что ставили вдали от поселений, со временем обрастали торговыми посадами и ремесленными слободами с бойкими ярмарками и ежедневной продажей в рядах.
Мы поговорим о сакральной топографии русского города, а именно — о расположении монастыря в городском пространстве. Какое место занимали монашеские обители в городской застройке? Как менялось со временем их положение на карте? Как формировалась монастырская топография русского города и что влияло на ее изменение?
Отдельно мы поговорим о формировании образа русского монастыря как «града небесного» и появления в XVII–XIX вв. новых монастырей в центральной части городов Русского Черноземья.
«ИКОНА И ХРАМ: ПРОСТРАНСТВО ПРОТИВ ПЛОСКОСТИ». Современные православные храмы иконоцентричны, иконы доминируют в церковном пространстве: они в иконостасах и в отдельных киотах у солеи, у столпов и на стенах, часто в несколько рядов. Так было не всегда: икона занимала важное, но не главное место в русских церквах. Повышение «статуса» иконы в храмовом пространстве иллюстрирует возникновение в XV в. русского пятиярусного иконостаса, который сплошной стеной скрыл до этого момента открытый в храм алтарь от наоса — места для молящихся. Это привело к существенным изменениям в русской храмовой архитектуре. С момента появления большого многоярусного иконостаса зодчие начали искать, как наиболее полно раскрыть иконостас в объеме церкви. С другой стороны, повсеместная замена в русских храмах одно-трехярусных иконостасов на многоярусные спровоцировало массовое изготовление икон. При замене в свою очередь пятиярусных иконостасов, иконы из предыдущих иконостасов оказывались на стенах храма, и столпах, часто загораживая уже существующие росписи. Это также существенным образом влияло на внутренний облик храма, который с этого момента все более походит на собрание икон.
Каким образом были устроены домонгольские храмы и какое место в них занимали иконы? Как появление многоярусного иконостаса повлияло на церковную архитектуру? Почему русские зодчие стремились избавиться от столпов в храмовом пространстве в XVI–XVII вв.?
«СВЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО ХРАМА». Сегодня в храмах электрическое освещение. Как по мановению волшебной палочки, в нужное время церковь озаряется яркими огнями, а когда нужно, их выключают. Сложно представить, что еще 100 лет назад все было совсем не так. Свеча не дает такого яркого и «быстрого» света, а чтобы зажечь большое паникадило нужно немалое время.
Второй и главный источник света в древнем храме — окна. Каким было естественное освещение в первых русских храмах? Как поменялось расположение окон в домонгольских церквах и храмах XIV–XV вв.? Когда и в связи с чем в русском храмостроительстве появилось большое окно и что такое преломленный свет в постройках эпохи классицизма?
На пятой лекции ««ХРАМ В ХРАМЕ»: ЗАЧЕМ ПРИДЕЛЫ В РУССКИХ ХРАМАХ» Александр Ракитин расскажет о функциях, видах и иконографии приделов в русских храмах. В наше практичное время придел в храме воспринимается как место, где можно служить вторую обедню, не более того. Поэтому нам сложно понять, зачем, например, собор Покрова на рву сделан как девять церквей на одном основании, то есть Покровский храм окружают 8 приделов. Для красоты, для демонстрации царского величия, ради причуды? Такие ответы ничего не объясняют. На лекции мы попробуем ответить на эти вопросы, определить функции придела, выделить основные типы и варианты размещения, разобраться в их символике и иконографии.
ГЛАВКА, БАРАБАН И КУПОЛ РУССКОГО ХРАМА: ОТ ОБРАЗА К ПРОФАНАЦИИ. Форма куполов русских храмов и многоглавие — яркие маркеры отечественной архитектуры и настоящий символ России. Появившись на Руси с принятием христианства, купольные постройки и купола как таковые со временем «обрусели», приняли специфические национальные формы. Постепенно, как бы вытягиваясь ввысь, глава из полусферы превращалась в шлем, позже приобрела форму луковицы, в некоторых случаях огромных размеров.
При этом в пространстве храма происходили процессы противоположные изменениям — роль главы уменьшалась. И окончательно ее значение нивелировалось сомкнутым сводом, который распространился на Руси в XVII в. В таких пространствах глава присутствует номинально в виде «светового фонаря» или вообще исчезает.
В этом контексте интересны деревянные храмы Русского Севера, в которых глава изначально — лишь декорация, не влияющая на внутреннее пространство постройки, один из компонентов внешней репрезентативной части храма, который можно умножать ради улучшения композиционного эффекта. Не удивительно, что северном регионе многоглавие стало признаком местной архитектурной традиции.
РУССКИЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ХРАМ: ТИПОЛОГИЯ VS ЭВОЛЮЦИЯ.
Деревянное зодчество — признанный бренд России, храмы Кижского погоста — один из символов нашей страны. Но осталось в стране «деревяшек» катастрофически мало, и они продолжают исчезать с каждым годом. Последняя существенная потеря — Успенская церковь в Кондопоге.
Кажется, что эта часть русской архитектуры максимально известна и исследована. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это далеко не так. Добрая часть работ о русской деревянной архитектуре посвящена ее типологии — распределению построек по группам, а групп, в свою очередь, по регионам: на Онеге были распространены храмы, завершенные кубом («кубоватые»), на Мезени — шатром на крещатой бочке, на Ваге и средней Двине — грушевидный (Важский) купол, а шатровые храмы были характерны для всех регионов. Продолжать подобные перечисления можно долго, однако они не отвечают на главный вопрос — откуда взялась в деревянном зодчестве та или иная форма и как она связана с художественными процессами в стране. Представлен ли в деревянной архитектуре нарышкинский стиль или «русское узорочье», растреллевское барокко или итальянское влияние начала XVI в.?
На лекции историк и краевед Александр Ракитин не только расскажет о типах деревянных построек, но и попробует разобраться в их эволюции.