Категории

        

Введение во Храм

О празднике Введения во Храм

«Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: во храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: во храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

 

Церковь празднует Введине во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (21 ноября  по старому стилю). По–видимому, первоначально его связывали с воспоминанием о том, как родители посвятили Деву Марию Богу. Но по ветхозаветному обычаю через посвящение проходили только первенцы мужского пола; поэтому праздник отнесли к событию, описанному в апокрифическом «Евангелии Иакова». Там мы читаем:

 

«Дитя достигло трехлетнего возраста, и сказал Иоаким: «Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя и дух Ее да не отделится от Дома Божия». И девы сделали так, и вошли в Храм. И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: «Мария, Господь дал величие имени Твоему во все роды и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых». И он поставил Ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее, и Она дрожала от радости, и плясала на ногах Своих, и полюбил Ее весь дом Израилев. Пошли родители Ее, дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в Храме Господнем, и получала Она пищу из рук ангелов».

 

Средневековые авторы добавили к рассказу апокрифа одну знаменательную деталь: принимая Дитя, первосвященник ввел Ее в Святая Святых Храма.

 

О чем праздник?

В этом сказании следует искать не столько исторические факты, сколько духовный смысл, переданный языком легенды.

 

Двир, Святая Святых Храма, был местом, скрытым от взоров людей. Туда входил, только первосвященник, да и то раз в год. Там, во мраке, пребывала незримая Слава Господня. Двир — символ всего дохристианского богопознания: Бог, Сущий неприступен. Даже пребывая со Своим народом, Он скрывает от него Свой Лик.

 

Но вот «ангелы, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых…».

 

Младенец, переступивший заветный порог, должен стать «одушевленным Храмом». Мария предназначена быть Матерью Богочеловека, Который явит миру Лик Вечного.

 

Кондак праздника:

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное».

 

По книге отца Александра Меня «Таинство, слово, образ»

 

О Введении во храм

 

Видео

 

Из цикла  «Человек перед Богом» Илариона (Алфеева)

Из цикла «Лето Господне»

Из цикла о праздниках Православной Церкви

Ролик из «Православного календаря»

 

 

Святые Отцы о празднике Введения

 

Герман Константинопольский

Григорий Палама — первая и вторая омилии на Введение

Дмитрий Ростовский

Иннокентий Херсонский

Феофан Затворник — первая и вторая проповеди

Лука Крымский — первая и вторая проповеди

 

Проповеди о празднике Введения

 

Вениамин (Федченков) из книги «Размышления о Двунадесятых праздниках»

Иоанн (Крестьянкин)

Дмитрий Смирнов — первая и вторая проповеди

Александр Мень

Андрей Ефанов

Кирилл (Павлов)

Валериан (Кречетов)

Алексий Уминский

 

Богослужение праздник

 

Служба празднику в Минее Праздничной — по-русски, по-славянски

Стихира

Тропарь

«Введение во Храм» Герман (Рябцев)»

Протоевангелие Иакова о Введении во Храм

 О Введении во Храм Библия ничего не сообщает. Расказ этот включен в Протоевангелие Иакова, текст хоть и уважаемый Церквоью, но являющийся апокрифом, не частью Писания. Вот что он сообщает о Введении:

 

VII. Шли месяцы за месяцами, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: Отведем ее во храм Господнен, чтобы исполнить обед обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден. И сказала Анна: дождемся третьего года ее, чтобы ребенок не стал искать отца или мать. И сказал Иоаким: Дождемся. И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господнен. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на нее благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил ее весь народ Израиля.

 

VIII. И ушли ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что дочь их не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем как голубка и пищу принимала из руки ангела. Когда же ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться жрецы, говоря: вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с нею, чтобы она каким-либо образом не осквернила святынь? И сказали первосвященнику: ты стоишь у алтаря Господа, войди и вознеси молитву о ней, и что Господь объявит тебе, то и сделаем. И первосвященник, надев додекакодон, вошел в Святая святых и возносил молитву о ней, и вот явился ангел Господен и сказал: Захария, Захария, пойди и созови вдовцов из народа, и пусть они принесут посохи, и, кому Господь явит знамение, тому она станет женою (сохраняя девичество). И пошли вестники по округе Иудейской, и труба Господня возгласила, и все стали сходиться.

 

 

Фильм Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»


Тематические страницы