Категории

        

Крестопоклонная неделя

О Крестопоклонной неделе

 

Неделя (т .е. воскресенье) 3-я Великого поста. Крестопоклонная – 19 марта.

 

В третье воскресенье Великого поста священник выносит на середину храма Святой Крест. Это событие обозначает середину поста. Первые два воскресенья имеют догматический характер — иконопочитание и паламитский догмат; два последующих имеют характер аскетический — Церковь вспоминает Марию Египетскую и Иоанна Лествичника. Крестопоклонная неделя объединяет в себе оба направления — догматику и аскетику.

Аскетический смысл поста не нуждается в пояснении. Пост сам по себе есть «самая распространенная» аскетическая практика. Однако часто забывают, что Великий Пост ервоначально — время катехизации, научения вере. 

 

 

Катехизация — подготовка к Крещению, рождению во Христе, вступлению в Церковь. Но Крещение есть ничто иное, как сораспятие со Христом — совместная с Ним смерть и воскресение. Весь Великий пост символически повторяет этот путь.

 

 

Крест — вершина и догмы, и аскезы. Распятие Сына Божьего, как говорит апостол Павел — соблазн для иудеев, безумие для эллинов. Смерть Бога на Кресте — всё в христианстве. «Нести крест свой» — предельная заповедь, оставленная нам Спасителем. 

 

 

Всё это напоминает нам Церковь в эти дни — напоминает о самом главном. Церковь говорит о Кресте, но не о страданиях Христа на нем, а о победе и радости. Многое в богослужении Крестопоклонной недели просто взято из пасхального богослужения. В середине Великого Поста, не лишним будет напомнить, что христианство — религия радости, веселья, ликования, победы. Мы спасены, ад побежден, смерть преодолена, и мы с Богом. 



 

Богослужение, проповеди, Святые Отцы о Крестопоклонной неделе

Богослужение

Радость и ликование — основной тон богослужения Крестопоклонной. Приведем просто несколько цитат (по русскому переводу Триоди Постной). Текст богослужебного последолвания на 3 апреля.

«Освобожденные от уз древнего осуждения / древом Креста, / мы, верные, на нем пригвожденного Христа / будем славословить» — мы освобождены от греха прародителей. Спасены Крестом. 

«Воскресения день! / Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / песнь победную поющих» — прямое упоминание Пасхи, «цели» Великого Поста. Христос на Кресте увел нас из смерти в жизнь. Теперь мы поем победную песнь. 

«Придите, песнь воспоем новую, / разрушение ада празднуя: / ибо из гроба Христос воскрес, / смерть победив, / и спас вселенную» — ад побежден, мир спасен.

«Только лишь было водружено / древо Креста Твоего, Христе, / – и поколебались основания смерти, Господи: / ибо Того, Кого алчно поглотил ад, / он отпустил с трепетом. / Ты показал нам спасение Твое, Святой, / и мы славословим Тебя: / «Сын Божий, помилуй нас!»» — побеждены смерть и ад.

«Уже пламенный меч / не охраняет врат Эдема, / ибо он чудесно связан / древом Креста. / Изгнаны жало смерти и победа ада, / и Ты, Спаситель мой, предстал, / взывая во аде пребывавшим: / "Снова входите в рай!"» — плененные адом люди  теперь освобождены и идут в рай. 

«В сей день Неприступный по существу / доступным мне становится / и терпит страдания / Освобождающий меня от страстей; / подающий свет слепым / оплевывается беззаконными устами / и за пленников подставляет спину ранам» — здесь ярко показана вся парадоксальность Креста. Крест воссоединяет нас с Богом.



Проповеди

Смысл праздника раскрывается в ряде проповедей и лекций наших современников и праведников ХХ века:

Проповедь отца Александра Меня

Проповедь отца Дмитрия Смирнова

Проповедь Сергея Сергеевича Аверинцева «О Кресте»

Лекция Алексея Ильича Осипова «Крест и свобода»

Проповедь митрополита Антония Сурожского



Святые Отцы о Кресте

Григорий Палама «Омилия XI». Прошлая неделя была просвящена Паламе, поэтому обратимся сначала к этому великому богослову. «И, вот, земные цари ищут, чтобы их окружение было готово на смерть ради них, а Господь Сам Себя предал на смерть за нас; нас же, не ради Себя, но ради нас самих же увещевает быть готовыми на смерть». Палама противопоставляет власть Креста и власть силы — любовь и подчинение, государство и Бога. «Итак, в этом сказывается Божия премудрость и сила: победить чрез немощь, возвыситься чрез смирение, разбогатеть чрез бедность» — так побеждает Бог и те, кто с Ним. 

Также рекомендуем другие сочинениня святых отцов:

Проповедь Иоанна Златоуста на Крестопоклонную неделю

Беседа Исаака Сирина, посвященая Кресту

«Крест свой и Крест Христов» — глава из «Аскетических опытов» Игнатия (Брянчанинова)

«Три слова о несении креста» Феофана Затворника



Крест для мира — предел абсурда; смерть Бога — нелепость, позор. Вспоминается знаменитое изречение Тертуллиана: «верую, ибо абсурдно». На самом деле, буквально так он не говорил. Это парафраз его слов из сочинения «О плоти Христа»: «Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно».


Тематические страницы