Категории

        

Пост: спасение тела

Что такое пост и зачем он нужен?

Простейшее определение поста, кажется, всем известно: пост — это воздержание от пищи. Вот только зачем? Какое отношение пища имеет к духовной сфере?

 

Церковь призывает человека «спастись», воссоединиться с Богом. Призывает людей, состоящих из души и тела. В Царство Божие входит весь человек, то есть и тело тоже нуждается в спасении. В спасении от чего? Какая беда ему угрожает? Смерть. Мы надеемся на воскресение мертвых, а значит — на воскресение наших тел.

 

Текущая ситуация печальна: душа оторвана от Бога, а тело от души, тело не послушно нам — скорее, мы его рабы. Попробуйте: три дня не спать, пару дней не есть... Не так легко, не правда ли?  Подумайте об изнасиловании: сколь у многих тело оказывается могущественнее самого человека!

 

Человеческое существо разорвано. Его надо воссоединить и вернуть Богу — другими словами, спасти. Воздерживаться — значит обуздывать себя, вернуть власть над собой; святые отцы свободу от страстей как раз и называли «самовластием». Каким же образом можно вернуть власть над своим телом?

 

Тело нуждается в пище. Присутствие еды в нашей жизни огромно: завтраки, обеды и ужины; рестораны и кафе; пикники; праздники — конечно, прежде всего праздничный стол; суета вокруг диет; вегетарианство; специальное питание; вредная и здоровая пища; молоко матери… И здесь же — божественная трапеза, Евхаристия, вкушение Плоти и Крови Бога —величайшая Тайна… Питание, одна из главных потребностей тела, в православии становится символом телесности и  возвращается нам и Богу. При помощи поста мы готовим тело к воскресению и бессмертию. Если угодно, пост — это шок, расшатывание организма, выбивание из привычного ритма, из рутины; выбрасывание себя в Небо.

 

«Род сей не изгоняется ничем, как только постом и молитвою» — сказал о бесах Господь, Который и Сам постился. Конечно, пост не сводится только к неядению, эдакой «церковной диете». В прямой связи с постом находится молитва, общение души с Богом. Пост телесный – это возвращение тела душе и Богу, его очищение. Пост духовный — обуздание страстей: гордыни, уныния, жадности, гнева и т. д. Таким образом, пост — это путь к Богу: и школа, и больница, и стадион для тренировок.

Святые отцы и праведники наших дней о посте

Иногда бывает так: человек старается поститься, потом срывается и чувствует, что он осквернил весь свой пост и ничего не остается от его подвига. На самом деле все совершенно не так. Бог иными глазами на него смотрит. Это я могу разъяснить одним примером из своей собственной жизни.

 

Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, т.е. не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить.

 

Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.

 

Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми. Да, я съел кусочек этой курицы, но я его съел для того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как скверну какую-то, а как дар человеческой любви. Я помню место в книгах отца Александра Шмемана, где он говорит, что все на свете есть не что иное как Божия любовь. И даже пища, какую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной.

Из книги «Ступени»

Пост равен утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идёт духовное его наполнение.

Из книги «Записи»

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

Василий Великий

Ошибается тот, кто считает, что пост лишь воздержание от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами.

 

Иоанн Златоуст

Библия о посте

Лекция Андрея Десницкого «Пост в Библии и у нас»

 

Евангелие от Матфея

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Материалы для размышления над отрывком


Книга пророка Исаии

«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?

— Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. 

Разделите хлеб с голодным — помогите тем, кто нуждается

Видеолекция: о.Андрей Кураев о посте

Лекция о Великом посте.

Книги и лекции о посте

О проведении Великого поста

Мень Александр, протоиерей

Творения

Григорий Великий (Двоеслов), святитель

Великий пост

Шмеман Александр, протоиерей

Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы

Лука (Войно-Ясенецкий), святитель

Великий пост. Страстная седмица

Иннокентий Херсонский, святитель

Пост: спасение тела Настроение верующей души по Триоди Постной

Афанасий (Сахаров), священноисповедник

Слова в Великий пост

Илия (Минятий), святитель

Триодь постная (рус.)

Амвросий (Тимрот), иеромонах

Вечери Твоея тайныя. Песнопения Постной Триоди Синодального издания 1882 года (1999)

Мужской хор Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни

Время поста и молитвы. Великопостные песнопения

Хор регентского училища при Свято-Троицкой Сергиевой лавре

Великий пост

Иоанн Кронштадтский, праведный

Беседы на Великий пост

Геронимус Александр, протоиерей

Кто, зачем и о чем написал Постную Триодь

Красовицкая Мария Сергеевна

Песнопения Великого поста

Хор донских казаков под управлением Сергея Жарова


Тематические страницы