Собрание сочинений Александра Кожева, одной из центральных фигур современной философии. Это прежде всего «Введение в чтение Гегеля», книга, обязательная к прочтению всем, кто интересуется философией. Для христианских мыслителей имеет особую ценность. Хотя Кожев толкует Гегеля радикально атеистически, всё равно его анализ «Феноменологии Духа», посвященный тому, как христианство привело человечество к современности, бесценен и для христиан тоже.
К тому же не будем забывать, что Кожев — принципиально иронический мыслитель, как нас предупредил Деррида в «Призраках Маркса»:
«Надо учитывать некую причудливость Кожева — порою гениальную, за которой зачастую скрывается усмешка. […] Ирония некоторых провокационных высказываний [Кожева часто ускользает от читателя]».
С чего начинал Кожев? С исследования эсхатологии Соловьева, в частности — «Повести об Антихристе», классического текста о Конце истории. Антихрист в «Повести», как вы помните, удовлетворяет все желания человечества, кроме нескольких упрямых христиан.
А если Кожев, знаток Соловьева, при всем том в «Введении» утверждает, что Конец истории повязан с отказом от христианства, Удовлетворением и через него превращением Человека в постисторического Зверя — не является ли эта концепция проявлением гениальной причудливости, провокации и иронии Кожева?
Кроме «Введения в чтение Гегеля» читатель здесь найдет следующие труды Кожева:
«Атеизм» и другие работы (здесь более всего интересен текст «Христианское происхождение науки», также вошли: «Колониализм с европейской точки зрения», «Религиозная метафизика Владимира Соловьева», «Конкретная (объективная) живопись Кандинского», «Очерк феноменологии права», «Тирания и мудрость», «Москва, август 1957»),
«Гегель, Маркс и христианство»,
«Идея смерти в философии Гегеля»,
«Понятие власти»,
«Император Юлиан и его искусство письма»,
«Набросок доктрины французской политики» (здесь Кожев обосновывает конец эпохи национальных государств и предлагает первый набросок того, что потом станет Евросоюзом).