Какого мы духа?
Мне часто вспоминаются слова Спасителя, сказанные ученикам, когда те вознегодовали о том, что Его не приняли в одном из самарянских селений по пути в Иерусалим. «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:54–56).

А знаем ли мы сами о том, какого мы духа? Однажды нас принесли к купели, или же мы сами уже во взрослом возрасте решили принять Крещение. Таинство состоялось. Через миропомазание мы получаем дары Святого Духа, «возвращающие и укрепляющие человека к жизни духовной». Но в чем состоит духовная жизнь? В приходе к службе в субботу вечером и в воскресение утром? В вычитке утренних-вечерних молитв? В посте? «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе», — говорит апостол Павел в Послании к Римлянам. И добавляет в послании к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5:22–23).

Дар Духа Святого не может быть пассивно принят. Он нуждается в развитии, он должен давать плод. Об этом и говорит Апостол. Посмотрим внимательнее на проявления плода Духа, чтобы понять, к чему нам стремиться.
Любовь
«Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не радуется неправде...», — говорит апостол. Возможна ли вообще такая любовь, ведь даже с близкими людьми отношения часто складываются непросто? Можно ли любить, несмотря ни на что, будучи не Богом, а человеком?

Мне вспоминается мальчик в реанимации центра термических поражений, подросток: его ударило током во время экстремальных поездок на электричках. Родители неблагополучные, мама смогла прийти к сыну только через несколько дней после того, как смогла привести себя в порядок. А он ждал, ждал и не уставал ждать. Хотя знал, почему она не идет. Она присутствовала там в реанимации на его крещении. И его глаза сияли радостью.
Радость
Сказано апостолом: «всегда радуйтесь, за все благодарите, непрестанно молитесь». Но возможно ли всегда радоваться? Это действие Духа Святого в человеке, наша задача — не мешать Ему.

Реанимация родильного дома. Место, где радости мало. Уже около полуночи я покрестил мальчика в очень тяжелом состоянии. По телефону разговариваю с мамой, которая после экстренной операции лежит в послеродовом отделении. О завтрашнем дне мы не говорим. Просто надеемся. И радуемся, что слышим друг друга.

Чему можно радоваться, когда радости нет? Тому, что жив. Что есть цель, есть устремление, есть надежда. Если ничего из вышеперечисленного нет, радоваться, превозмогая себя. Например, счастью другого человека, не примеряя его к себе. Радоваться настоящему. Этой минуте, этому дню, этому воздуху, этому небу, этому солнцу, этому дождю. Радоваться, ощущая Бога. Видя, как совершается твое спасение. И тогда в вашей душе поселится мир.
Мир
Что такое мир, о котором здесь идет речь? Что это: спокойствие, недеяние, безразличность? Или что-то другое?

Мир — это Победа. Победа над собой. Над тем, что постоянно возмущает нас, тем, что заставляет всякий раз терять терпение и покоряться страстям. По слову свт. Феофана Затворника, «поправший страсти имеет мирное устроение сердца».

Однажды на Валааме я беседовал со своей одноклассницей, мы оказались в одной паломнической поездке, она овдовела, муж погиб в автокатастрофе. Время уже прошло, многие из ее мирского окружения интересовались: а что же дальше? Девушка молодая, симпатичная, успешно работает. И что меня поразило: она не злилась, не досадовала, она понимала, что многие желают ей счастья. Но ее путь был каким-то другим. Спустя некоторое время ее самой не стало. Что было в ее душе в тот момент? Чего я сам не почувствовал? Возможно, что это и есть тот самый мир. Но реально ли к нему прийти, не терпя скорби и испытания?
Долготерпение
Долготерпение невозможно без любви, радости и мира. Ничего нельзя достичь без терпения и преодоления самого себя. А еще сострадания к немощи другого.

Мы терпим нападки от другого человека. Может быть, самого близкого нам. Терпеть неприятности нам поможет осознание, кто истинный автор доставляемых нам неприятностей. Святитель Феофан разъяснил это так: «Долготерпение все стоит на том убеждении, что напраслины и нападки от других суть не их дело, а дело врага; потому оно не на людей восстает гневом, а на врага вооружается неприязнию, храня к людям доброе расположение». Понимая, что наш ближний находится во власти темных сил, мы сможем не гневаться на него, но сострадать.
Благость
Благость как плод Духа Святого есть состояние человека, обретающего жизнь в духе. И здесь, конечно же, не жизнь разума, но сердца, ведомого Духом. Мы помним слова Спасителя, ответившего на обращение к Нему «Учитель благий». Действительно, никто не благ, как только один Бог. Но разве не приближается к подобию Ему тот, кто живет в любви, терпении, радости и мире?
Милосердие
Благость, по слову прп. Ефрема Сирина, «сравнительна с милосердием». Милосердие — это не просто вовремя найденные для кого-то деньги или сумка с продуктами. Милосердие предполагает возможность исключительной самоотдачи. Прощающий обиду не менее милосерден, чем щедрый даритель, ведь он прощает долг, который человек не может отдать. И в прощении мы нуждаемся все без исключения. «Милосердия двери отверзи нам…» — говорится в молитве.

Порой милосердие есть не только дар свыше, но и чья-то последняя надежда. Милосердие не требует отдачи, потому что имеющий его имеет сердце, способное вместить в себе и само Небо. А в жизни нашей нередко так бывает, что уповать порой нам, кроме как на милосердие Небес, и не на что.
Вера
Как сказал замечательный нарнийский персонаж Клайва Льюиса: «Вера – это все, что у нас есть». И по слову святителя Феофана, «вера — не догматов содержание, а уверенность в Боге, что Он никогда ни в чем не оставит, что держит и ведет самым лучшим путем и приведет к благому концу». Вера здесь близка доверию. И потому-то доверие Богу невозможно без доверия ближнему. Без доверия невозможны ни радость, ни мир, ни долготерпение. Верящий в сию самую секунду есть верующий. То есть доверяющий до конца. Начальнику синагоги Господь тихо сказал: «Не бойся, только веруй». Значит, доверься… Мог ли Господь воскресить его дочь без его веры? Конечно же, но радость Иаира была в том, что его доверие не осталось безответно. Иначе это была бы досада о самом себе и своем пустом сердце.

Постараемся же не искать гарантий, а верить в любовь и могущество Божии и доверять Ему.
Кротость
Кроткие, как сказано в Заповедях блаженства, наследуют землю. Кротости Своей призывал научиться нас и Сам Спаситель. Но возможно ли не гневаться и не раздражаться? Ведь кротость и есть противоположность этим тяжелейшим недугам человеческой души.

Нередко мне доводилось замечать хоть малые, но все же зачатки этого чуда в смертельно больных людях. И мой личный опыт говорит о том, что учиться кротости возможно, лишь смирившись со своею немощью. В тупиковых и почти безвыходных ситуациях, когда оставались лишь одни вопросы, а ответов на них и не предвиделось, мой духовник произносил только одно слово: «Терпи». И кроток, видимо, лишь тот, кто все-таки смог претерпеть.
Воздержание
Воздержание — это вызов самому страшному врагу. Самому себе. И речь идет, прежде всего, о том, что через воздержание человеку начинает открываться и то, насколько он невоздержан. Невоздержан в чувствах, словах, эмоциях. От этого исходит то, что принято считать невоздержанностью вообще: от чревоугодия до похоти. Воздержание — результат тяжелейшего труда, путь по канату в темноте, где каждый шаг должен быть выверен.

Однажды в храме мимо меня прошел человек, который улыбнулся мне как знакомому. Хотя я, казалось, его в первый раз вижу. Мы общались год или два назад. Тогда он пришел в храм, чтобы найти ответ на свои вопросы и побороть недуг, тогда его очень ломало. Я не знаю, пил ли он, употреблял ли что-то… Но в этот раз он подошел и рассказал о том, что теперь свободен. Нет, он не сидел в тюрьме. Тюрьмой себе был он сам.

Поэтому-то так важно еще здесь суметь вырваться хоть на полкорпуса от самого себя. Как правильно было подмечено прп. Амвросием Оптинским: «Знай себя и довольно с тебя».
Свобода во Христе
Почему человек, имеющий эти плоды духа, свободен? Почему над ними нет закона?

Прп. Ефрем Сирин дал более чем ясный ответ на этот вопрос: «Ибо душа, совершающая таковые дела Духом, не имеет нужды в наставлении закона, будучи сама выше его, подобно тому как от природы быстрые кони не нуждаются в биче. И в данном случае он устраняет закон не потому, что он плох, но потому, что он ниже подаваемой Духом мудрости».

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle