Мы запланировали на рождественский пост 2023-2024 гг. пять интереснейших проектов; следите на обновлениями в блоге — первые выпуски уже там:
Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии.
Что зашифровано в Библии? Как протекает время в событиях Ветхого Завета? Почему все-таки Адам съел запретный плод? О чем говорит смех Сарры? Посещает ли Бог наш мир и каким образом? О скрытых смыслах Ветхого Завета рассказывает священник Александр Зиновкин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии.
От древности до наших дней. Церковные песнопения и альтернативная музыка. Вдумчивые баллады и танцевальные мелодии от Сибири до Австралии. У каждой песни — своя неповторимая история. Весь спектр рождественской музыки в нашей праздничной подборке.
История о Гарри Поттере — одна из самых популярных среди когда-либо написанных. В чем секрет такого ошеломляющего успеха? Известный «поттеровед» Джон Грейнджер, перевод чьей книги вышел в издательстве «Никея», приглашает к увлекательному путешествию по книгам поттерианы. Разбираем основные сюжетные ходы и образы, расшифровываем их символическое значение и показываем, какую вечно актуальную историю рассказывает Джоан Роулинг.
Наверное, вы удивитесь, что мы предлагаем вам в Рождественский пост прочитать отрывки из иронических статей Гилберта Честертона. Какая в этом польза православному человеку?
Все дело в том, что Честертон всю жизнь тяжело болел, пережил войну и непонимание близких, но был благодарен Богу, родным и каждому встреченному человеку. Ирония его текстов часто направлена на иллюзорные взгляды людей, которые в погоне за идеалами не ценят того, что имеют. Такому взгляду на жизнь полезно поучиться каждому православному.
Давайте посвятим эту рассылку размышлениям о благодарности Богу за то, что у нас есть. И мягкая ирония Честертона нам в этом поможет.
В нашей рассылке — эссе Честертона, недавно впервые увидевшие свет на русском языке в издательстве «Никея»: подписывайтесь и читайте прямо у себя в почте или —
следите на обновлениями в блоге
— Читаем вместе с игуменом Петром (Мещериновым). В цикле видеороликов игумен Петр делится любимыми книгами, духовными и светскими. Беседует журналист Ольга Лебединская.
— История Авраама, праотца Христа. Читаем Книгу Бытия вместе с Владимиром Стреловым. Цикл статей.
— Смотрим кино со священником Борисом Ершовым. Цикл видеороликов о фильмах, которые хороши для семейного просмотра.
— Поэма творения. От рождения мира до Рождества Иисуса. Читаем Книгу Бытия с Владимиром Сорокиным. Цикл статей.
— Почему мы читаем Книгу Откровения в Рождественский пост? Потому что это книга встречи. Встречи не ветхозаветной, а новозаветной — которая поможет нашей личной встрече с Господом. Смотрите/слушайте/читайте цикл о Апокалипсисе от Владимира Стрелова, ректора колледжа «Наследие».
— Цикл роликов поэта и культуролога Михаила Кукина «Рождество Христово в европейском искусстве».
— На кушетке у Святых Отцов. Психоанализ глазами патролога Тимура Щукина. Цикл текстов
— «Рождественский пост» — цикл текстов, посвященный тому, чтобы свежим взглядом посмотреть на то, какой молитва может быть в меняющихся условиях нашей жизни. Циул подготовили Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов, Колледж «Наследие».
— «Читаем - Слушаем - Смотрим»: этот Рождественский пост мы собираем для вас подарки от нашей медиатеки и лектория. Устами любимых авторов мы рассказываем о книгах, фильмах, лекциях — будто складываем их в драгоценную копилку, которую можно открыть в рождественские каникулы.
— «И где был ваш Бог? Рассуждения философа о проблеме зла в мире»: философ Игорь Зайцев в нашем рождественском цикле «И где был ваш Бог?» знакомит с различными подходами к построению теодицеи — «оправданию Бога»: от Блаженного Августина до современных мыслителей.
— «Постное меню монахини Елисаветы (Сеньчуковой)» — цикл с рецептами.
— «К Рождеству с радостью. В чем смысл паремий и пророчеств?» — цикл текстов библейского колледжа «Наследие».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Однажды святой Григорий Богослов, молясь в Константинопольском храме в праздник Рождества Христова, обратился к народу с восторженной речью, которую начал словами:
«Христос рождается! Выходите Ему навстречу! Христос сходит с Небес, чтобы нас поднять!»
Святитель Григорий был не только великим богословом Церкви, но и великим поэтом, слагателем церковных гимнов. Его слова: «Христос рождается! Идите Ему навстречу!» — полюбились жителям Константинополя, и каждый раз они их повторяли, и даже сложили песнопение, которое предваряет праздник Рождества Христова. С этого воскресенья мы уже начали петь эти ирмосы: «Христос рождается! Славите! Христос с Небес, срящите», то есть «Идите Ему навстречу, готовьтесь к Его приходу». Начинается Рождественский пост, и мы готовимся к празднику Рождества Христова.
Но не нужно думать, что праздник — это просто приятное время, когда мы можем порадоваться, поздравить друг друга, утешиться в своих печалях! Нет, праздник Рождества Христова — это напоминание о том, что Господь пришел на землю умереть и страдать вместе с нами, чтобы каждый из нас получил жизнь вечную, чтобы каждый из нас приобщился к спасению. Этот праздник есть день выбора: кто то принимает Его, а кто то отвергает.
Для нас, принявших Слово Христово, подготовка к празднику есть приготовление к встрече самого Господа! Да, Он сам как бы вновь приходит на землю, чтобы посетить тебя в твоей жизни, чтобы спросить тебя о том, как ты жил, что ты привнес в сокровище своего сердца и своих дел. Христос рождается — идите Ему навстречу, готовьтесь к Нему.
Сам Господь много раз в различных притчах говорил о том, как люди должны готовиться к встрече. В Священном Писании у пророка Амоса есть грозные слова:
«Приготовься к сретению Бога твоего».
Это не означает, что надо готовиться к встрече только последнего Суда Божия. К каждому из нас Господь приходит сегодня, здесь. Приходит и требует от нас отчета так, как потребовал господин у своих слуг, которым дал таланты. Не надо думать, что притчи Господни содержат хоть что то лишнее — в них каждое слово имеет значение.
Вспомним притчу о десяти девах. Они должны были ждать жениха, должны были стоять на страже. Но он медлил, и они заснули. Так и мы с вами: быть может, медлит Господь явить Себя — а мы духовно спим, когда надо быть на страже. Быть готовыми всегда! Потому что всегда, в любой момент Он может потребовать от нас отчета. Только тогда будет радостна эта встреча, если мы хоть что то сделаем, хоть как то подготовимся. Когда вы ждете дорогого гостя, как бывает печально, какое бывает у вас смущенье, если он приходит внезапно, а вы не успели убрать свой дом, не успели приготовить стол. Так бывает с человеком. Но когда мы ждем самого Господа, Который посетит нас, благословит и озарит нас Духом Своим Святым, — как должны мы приготовить «дом» свой, то есть душу свою, сердце свое, как должны мы его очистить! Может ли в это грязное помещение неочищенной нашей души войти светлый гость — Христос, Который рождается?!
И вот, дорогие мои, мне хотелось бы, чтобы Рождественский пост был для вас не только временем воздержания, а временем приготовления. Чтобы вы верили и надеялись, что в праздник Рождества Христова вы все ощутите Его действительное пришествие, Его близость, Его благодатную силу!
А пока будем готовиться и очищать свое сердце молитвой, покаянием, неустанно углубляться в Слово Божие — в Священное Писание. Будем бороться со всей нечистотой, которая есть в нашем сердце и в наших поступках, трудиться друг для друга, готовиться и внимать Господу! И каждый воскресный день будут звучать для нас слова, напоминающие о близости священного ДНЯ:
«Христос рождается — славите! Христос с Небес — срящите!» Готовьтесь идти Ему навстречу — грядет Господь наш!
Протоиерей Александ Мень
В эти дни поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня, Церковь, словами Самого Христа, сурово и ясно нас предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по–разному, и не обязательно в первую очередь материально. Как мы твердо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую надежную опору находим в евангельских словах, словах Самого Христа, учении апостолов, нашей Православной вере! И чем дольше мы живём, тем больше накапливаем мыслей, знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова. Но спасает нас не это; спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая постепенно учит нас и может очистить и преобразить нас. Но хотя Бог подает нам Свою благодать неограниченно, мы то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны распахнуть ей свое сердце; решимость изменяет нам; у нас не хватает смелости идти тем же путем, который мы сами избрали, потому что он так прекрасен и животворен.
Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к ране, на животворящее дерево, которое есть Христос. Да, мы привиты, — но сколько живоносных соков сможет проникнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколько соков сможет течь в них свободно, — это зависит от нас.
Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход — также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас что либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес плода, — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?
Притча эта будет читаться в конце рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?
Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божиего, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и неверности людям — и сделать что то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, чтобы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к Святой Трапезе.
А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя приступать к Причастию, опоздав к началу литургии; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя, в течение всей предшествующей недели, молитвой, испытанием совести, Правилом перед Причащением. Если Правило слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Во всяком случае дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна соблюдаться в эти дни еще неукоснительнее. И Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечерам, так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.
Это всё — не просто формальные дисциплинарные»правила»; это призывы, которые ведут нас за руку в глубины духовной жизни, к более достойной — или, хотя бы, менее недостойной встрече Господа.
Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?
И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу.
Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно через весь Рождественский пост, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своего Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не»право»наше, а величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно. Аминь
Антоний Сурожский
Есть такая шуточная народная примета: если начинается Великий пост, значит, скоро Пасха. Точно так же начало Рождественского поста говорит нам о том, что приближается Рождество. Дни промелькнут незаметно, и когда мы доживем до праздника, то пойдем на ночную службу, а потом будем дарить друг другу подарки, есть гуся (утку, свинью), радоваться тому, что пост наконец-то закончился.
И всё это хорошо и правильно. Вот только не забывать бы нам о том, чьё рождение мы празднуем, к кому мы пришли в гости. Да и подарки-то гости дарят обычно не друг другу, а виновнику торжества. Ну или, по хоббичьей традиции, деньрожденник одаряет гостей.
Празднуем мы, конечно, рождение Иисуса Мессии, нашего Творца и Спасителя, Бога и Человека. И вот Ему-то в первую очередь и должны принести мы дары. Но что бы это могло быть? Что приятнее всего для нашего Учителя, что для Него всего драгоценее? Как и для любого учителя – видеть, что его труды не напрасны, что ученики усвоили теорию и могут применять ее на практике.
В прощальной беседе с апостолами Христос говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34–35). Казалось бы, не такое уж неисполнимое требование: все мы, христиане, – ученики одного Учителя, следовательно – единомышленники; так что бы нам друг друга-то и не любить? Это ведь должно быть гораздо более легким делом, чем, скажем, любить врагов (да, Христос ждет от нас еще и этого: Мф 5:44, Лк 6:27).
Но любить других христиан, даже если это наши ближайшие родственники, оказывается, очень непросто. Еще бы: они всё делают не так, как надо. Не так говорят, не так одеваются, не так постятся и не то постят. Им подсказываешь, поправляешь, наставляешь на путь истинный, обличаешь, наконец, – но нет, в ответ никакой благодарности, только обиды, ругань и злоба.
Так проходят за годом год – и однажды православный (сиречь правоверный) христианин задумывается: а как же так? Вроде бы я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи: пощусь два раза в неделю, хожу на всенощную, причащаюсь чуть ли не каждое воскресенье, регулярно исповедуюсь, на храм жертвую, жене не изменяю, с еретиками не молюсь. Почему же не происходит никаких изменений к лучшему в моей душе? Почему я так же зол, завистлив, упрям и глуп, как и десять, двадцать, тридцать лет назад? Да, пожалуй, еще и хуже сделался.
Этот вопрос, должно быть, задавал себе каждый прихожанин (да и клирик) «со стажем». Не берусь давать исчерпывающий ответ – его у меня нет. Но одно предположение всё же осмелюсь высказать.
Возможно, всё это происходит оттого, что мы забыли (или никогда не знали?), чем же мы тут занимаемся, зачем мы здесь – в Церкви – собрались и куда (и к кому!) мы вообще пришли. Нам так долго говорили о посте и молитве, о послушании, которое превыше поста и молитвы, о бесовских искушениях, о борьбе со страстями, об откровении помыслов, о врагах православия, о традиционных ценностях, что мы, кажется, совсем уже забыли о Христе, Его Радостной вести, о Царстве, которое Он открыл нам своей смертью и воскресением.
Помните фильм «Кин-дза-дза»? Летит вся эта компания на пепелаце, а потом неожиданно выясняется, что скрипача-то тут уже нет. «Скрипач не нужен!» – объясняют землянину обитатели планеты Плюк.
Так вот мне порой кажется, что мы давно уже сбросили Христа с корабля современности, выкинули Учителя из головы и из сердца. И потому пост и молитва становятся самодовлеющими ценностями, потому послушание людям оказывается выше послушания Богу, потому делаются возможными странные разговоры о священной войне и об особой миссии русского народа. Христос не нужен! «Завтра сожгу тебя», – говорит Ему великий инквизитор.
Но всё же каждого из нас Господь наградил великим даром – свободой воли. И как бы ни были мы жалки и ничтожны, как бы ни далеки были наши мысли, слова и дела от Евангелия, – всё же, имея помощником и покровителем самого Христа, мы можем, по слову апостола Павла, отложить ветхого человека и облечься в нового.
Как это сделать? Никак, если мы не «поставим Христа в центр своей жизни». Да, эти красивые и правильные слова я и сам не раз произносил. Но легко сказать – однако сделать-то гораздо сложнее. Что ж, будем действовать постепенно. Постараемся узнать Христа из Евангелия. Приложим усилия к тому, чтобы ежедневно, ежеминутно помнить о Нем. Будем думать, говорить и жить в Его присутствии. Не станем делать того, за что нам будет стыдно перед Ним. Напротив, будем стараться делать то, чего Он от нас ожидает. Постараемся ни на мгновение не забывать, что мы Его ученики, что мы призваны иметь любовь хотя бы между собой.
Пожалуй, это и должно стать основным содержанием нашей жизни, и особенно – приближающегося поста. Пища не приближает нас к Богу, говорит апостол. Но любовь – любовь, несомненно, приближает. Так пусть наша взаимная любовь станет даром рождающемуся Богу, который и есть сама Любовь.
Но и сам Господь не хуже хоббитов умеет делать подарки – никто не уйдет обиженным. Младенец Иисус рождается ныне в Вифлееме, чтобы даровать нам вечную жизнь – жизнь с избытком, жизнь во всей полноте. Будем благодарны Ему за этот дар.
Федор Людоговский
Его лекции
К празднику Рождества Христова нас подготавливает шестинедельный Рождественский пост, который часто называют Филипповым, потому что он начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа. Этот период подготовления к празднику очень важен в семейной жизни и имеет большое воспитательное значение. Даже если обстоятельства не позволяют соблюдать пост в форме ограничения в пище, память о посте как о периоде подготовки к празднику имеет большое значение.
Подготовкой детей к празднику Рождества Христова могут служить и церковные праздники, приходящиеся на время поста. 8 (21) ноября мы вспоминаем Силы Небесные, ангелов, и в особенности архангела Михаила, победителя злых сил. Об ангелах много говорится в связи с Рождеством Иисуса Христа: ангел возвестил Деве Марии, что у нее родится Сын; ангелы сказали пастухам идти поклониться Младенцу; ангелы восхваляли Его на небесах; ангел явился Иосифу во сне и велел ему бежать с Марией и Младенцем в Египет, спасаясь от царя Ирода. Как не поговорить с детьми об ангелах! О том, что кроме того мира, который мы видим, осязаем, слышим, есть мир невидимый. Мы не можем осязать нашу любовь друг к другу, нашу радость, наше огорчение; у всякого человека, кроме его физических сил, есть и силы духовные, невидимые, но от того не менее реальные. В этом духовном мире Бог общается с нами, дает нам знать Свою волю, охраняет нас от зла через Своих невидимых посланцев, через духовные силы, которые мы называем «ангелами». Слово «ангел» по–гречески значит «посланец». Ангелы невидимы, но иногда они являются людям в том или ином образе.
21 ноября (4 декабря) наступает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, день, когда родители привели совсем маленькую девочку Марию в Иерусалимский храм и оставили ее там на воспитание, отдали в храм Божий, как в школу. Марию провожали ее подруги с зажженными свечами, и совсем самостоятельно и радостно поднялась она по ступеням в храм. Это праздник вхождения маленького ребенка в церковь, и в этом смысл его для наших детей. В церковь мы входим детьми, нам не надо ждать, пока мы станем взрослыми.
6 (19) декабря — память святителя Николая, епископа, жившего в 4–ом веке. Святитель Николай, будучи священником, а потом епископом, неутомимо помогал всем несчастным и нуждающимся. Однажды он три раза тайком помог бедному отцу трех дочерей, подбрасывая тому под окно мешочек с деньгами. Предание об этом случае породило обычай дарить детям на Рождество подарки, которые им приносит тот, которого в разных странах называют по–разному — святым Николаем, Сайта Клаусом, Дедом Морозом… С дня памяти святителя Николая хорошо начать готовить с детьми подарки. Дети с удовольствием берутся за приготовление самодельных подарков всем членам семьи.
Еще до Рождества Христова наступает встреча Нового Года. В Советском Союзе на этот день перенесены многие праздничные обычаи, которые раньше были связаны с Рождеством Христовым, — рождественская елка, подарки, приход Деда Мороза. Напрямую с Рождеством Христовым эти обычаи не связаны, они — претворение радости великого праздника в семейной жизни, в веселье детей, в домашнем быту. Как же поступать теперь нам, родителям–христианам? Отмечать начало Нового Года с благодарностью за прошедший год и с надеждой на будущий — хорошо и естественно, и лишать детей тех удовольствий, которые с этим связаны, вряд ли правильно. Но мне кажется, что высыхающая, осыпающаяся, уже много раз после Нового Года зажигавшаяся елка не может быть достойным символом праздника Рождества Христова. А если родители дарят детям подарки на Новый Год, а на Рождество только водят их в церковь, боюсь, детское чувство праздничной радости будет связано с получением подарков. Поэтому нам, родителям, надо суметь найти или создать новые, радостные и понятные детям традиции для того, чтобы передать им ощущение Рождества Христова как праздника. Мне лично пришлось потратить на это много сил и с моими детьми и внуками, так как мы жили в странах, где Рождество праздновалось по новому стилю, а Православная Церковь праздновала его по стилю старому.
Еще в старину на Руси существовал обычай устраивать на Рождество так называемый «вертеп», т. е. изображение пещеры, в которой происходит Рождество Иисуса Христа. Устраивали его иногда в центре большой звезды, с зажженным фонарем внутри, и носили эту звезду с вертепом по улицам с пением рождественских колядок. Можно устроить такой вертеп и форме большой картины, с вырезанными из бумаги фигурами, на нее постепенно наклеивающимися: пещера, скот, ясли, пастухи, ангелы и, наконец, уже в Сочельник Младенец Христос, Матерь Его, Иосиф. Можно наклеить и бредущих издалека волхвов. А можно вылепить фигурки из глины и раскрасить их. Можно разучить с детьми колядки (рождественские народные песни), а то и поставить домашний спектакль. В нашей семье такие спектакли играли большую роль. Текст сочинялся и бабушкой, и внуками на тему какой–нибудь сказки или легенды, связанной с Рождеством. Роли намечались в зависимости от числа, возраста и пола внуков, костюмы и декорации делались из всего, что только можно было найти дома. Сколько было всегда волнения, сколько вкладывалось труда и сколько было радости!
Мне кажется, что и подарки детям лучше как–то делить на «новогодние» и «рождественские», каковы бы ни были материальные возможности родителей. Для детей тот праздник, на который они получают и сами дарят подарки, будет всегда более праздничным, чем праздник без подарков.
Если в семье соблюдался хоть в какой–то мере Рождественский пост, то особое значение приобретает и праздничный стол — постный ужин в Сочельник, кутья (вареная пшеница с медом и орехами) и узвар (компот из сушеных фруктов); а в первый день праздника — вкусный скоромный обед.
Настоящий смысл праздника Рождества Христова открывается нам в торжественном богослужении, в чтениях и песнопениях, в сиянии храма, в радости окружающих нас людей. Но, если мы хотим, чтобы этот смысл «доходил» до наших детей, мы должны осуществлять дух праздника в доступной детям форме в нашем семейном быту и при активном их участии.
Софья Куломзина
В эту же эпоху [VI–VIII в.] получил на Востоке начало, а на Западе повсеместное распространение рождественский пост. Зерном его, как мы видели, мог быть 4-й из «постов 4 времен года». Но от V в. есть известия для Запада и о специально-подготовительном к Рождеству Христову посте. Так о Перпетуе, еп. Турском († 491 г.), рассказывает Григорий Турский, что он со дня св. Мартина 11 ноября до Рождества Христова постился по понедельникам, средам и субботам.
2 Турский Собор 567 г. предписывает монахам поститься все дни в декабре до Рождества Христова (п. 27). Собор Matisconensis (в Галлии) 581 г. предписывает пост по понедельникам, средам и субботам с 11 ноября до Рождества Христова и совершение во все это время Таин (sacrificia) по чину Четыредесятницы (пр. 9). Позднее пост был принят в Риме и Италии. Августин и Лев I не говорит о нем, но ряд гомилий Григория Великого начинается с бесед на вторую неделю адвента (так назван рождественский пост, как подготовление к пришествию, adventus, Спасителя). Сакраментарий папы Геласия, относимый к VI в., дает 5 мисс (т. е. для 5 недель) адвента; древне-испанский Силосский лекционарий — столько же, а медиоланский и мозарабский чины имеют 6 недель адвента (42 дня, как у нас 40). Но лекционарии Euxuensis VII в. и так наз. Gotico-Gallicanum начинаются с рождественской вигилии, следовательно не имеют адвента. Папа Григорий VII в XI в. сократил число недель адвента до 4 (должно быть, в соответствие 4000 лет по римскому счислению до Рождества Христова).
На Востоке первое указание на Рождественский пост (с 15 ноября) в Коптском календаре VIII в.. В IX в., как увидим, здесь еще спорят об обязательности и продолжительности этого поста.
Михаил Скабалланович
Поздравляем всех наших друзей с началом Рождественского поста!
Это особенное время — время подготовки ко встрече с новорожденным Христом. Волхвы принесли в дар Христу золото, ладан и смирну. А мы дарим вам книгу — сборник произведений о Рождестве и предваряющем его посте.
Что вы там найдете:
I. Рассказы о Рождестве Христовом евангелистов Матфея и Луки в разных переводах: синодальном, церковнославянском, еп. Кассиана (Безобразова), Кузнецовой, Аверинцева и Седаковой.
II. Толкования Писания и проповеди о Рождестве Христовом великих отцов Церкви: Тертуллиана, Григория Чудотворца, Афанасия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Амвросия Медиоланского, Амфилохия Иконийского, Иоанна Златоуста, Иеронима Стридонкого, Льва Великого, Феодорита Киррского, Исидора Пелусиота, Григория Великого, Кассии Константинопольской, Феофилакта Болгарского, Зигабена, Григория Паламы, Филарета Московского, Феофана Затворника, Иннокентия Херсонского, Николая Сербского и Григория Лебедева.
III. Текст рождественской службы из Минеи Праздничной (русский и церковнославянский переводы).
IV. Подборка эссе и отрывки из книг, так или иначе посвященные Рождеству, от современных авторов: Андрея Кураева, Антония Сурожского, Александра Шмемана, Аверинцева, Александра Меня, Честертона, Янси, Дебольского, Вениамина (Пушкаря), Аверкия (Таушева), Кассиана (Безобразова), Культурно-исторического комментария к Новому Завету, Толковой Библии Лопухина, Георгия Митрофанова, Дмитрия Смирнова, Иллариона (Алфеева), Скабаллановича, Иоанна (Крестьянкина).
V. Проза и поэзия, проникнутая рождественскими мотивами: Диккенс, Лесков, Достоевский, Доброчинский, Пастернак, Бродский, Седакова и др.
VI. Собрание разных текстов о посте Святых Отцов и современных авторов.
Отличная книга для чтения Рождественским постом. Читайте!
Читайте еще
Комментарии для сайта Cackle