«Принципы ненасилия: классическое наследие» — сборник со следующим оглавлением:
Введение. В. М. Иванов
Проблема ненасилия в восточных религиозных традициях. В. И. Корнев
Христианство и ненасилие. В. М. Иванов
Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием, изложенное в изречениях. Е. Д. Мелешко
Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди. О. В. Мартышин
Пацифизм и ненасильственная альтернатива в истории. Р. М. Илюхина
Контуры ненасильственного мира. Т. А. Алексеева
Заключение. В. М. Иванов
Цитата:
«Давид, например, не мог строить Храм, поскольку пролил кровь (1 Пар. 22.8). В книге Исайи появилось крылатое выражение: “И перекуют мечи свои на орала” (2.4). В книгах Исайи и Иеремии также появляется понятие “шалом”, означающий не только отсутствие оружия, но и наличие духа блага и гармонии.
Раннее христианство переняло из позднеиудейской традиции прежде всего дух самопожертвования, жертвенной любви: “Люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев. 19.18). Завет, оставленный древними иудеями, трансформировался в раннем христианстве в заповедь: “Любите врагов ваших… и молитесь за… гонящих вас” (Матф. 5.44). Именно данная заповедь послужила основой для дальнейших поисков ненасильственного разрешения социальных конфликтов. Отказ служить в римской армии, носить оружие в полной мере соответствовал евангельским заповедям.
Пацифистские идеи ненасилия отчетливо просматривались в раннем христианстве и интерпретировались в ряде случаев как отказ от участия в войне. Широко известная Нагорная проповедь Христа, принцип перековать “свои мечи на орала, а копья — на серпы” отражались, например, в форме отказа раннехристианских общин от службы в римской армии. “Если все будут поступать как христиане, — писал римский философ Цельс, — то император останется один и все на земле быстро перейдет в руки диких и жестоких варваров”.
Несмотря на то что переход христианства в ранг государственной религии ознаменовался отказом от абсолютного пацифизма и ненасилия и принятием концепции “справедливых” войн, подробно разработанной Амвросием и Августином, в недрах христианской церкви постоянно возрождались ереси, исходящие из того, что “война и насилие являются всегда грехом”, как утверждал Фома Аквинский.
В то же время и официальная церковь никогда не отказывалась от постулатов христианства, зафиксированных в священных книгах.
Немалую роль в переориентации взглядов официальной церкви как на Востоке, так и на Западе сыграло переосмысление роли ядерного оружия в мире. Ядерное оружие способно привести к гибели всю человеческую цивилизацию, и в этой ситуации теряет смысл само понятие “справедливая война”. В этой обстановке христианство опять вспоминает то, с чего оно начиналось, и опять призывает к ненасилию».