Гордыня
Несколько лет назад в новостях рассказали о трагедии в Америке. Мать не заметила, что оставила своего ребенка в машине и ушла. Машина стояла на солнцепеке. Когда она вернулась через несколько часов, ребенок был мертв - задохнулся в машине, нагревшейся до 59 градусов Цельсия. Мать пыталась реанимировать ребенка, но у нее не получилось. Вот один из отзывов о матери в российском интернете: «Это ж какой матерью надо быть, чтоб так ребёнка забыть! Я считаю, таких матерей надо стерилизовать или сажать пожизненно!!!!!!!!!!»

Знакомьтесь: именно так выглядит гордыня в быту. Человек, страдающий гордыней, не признает человеческих несовершенств и немощей. Он не сознается сам себе, что он может что-то не заметить, что-то забыть, где-то сорваться, где-то и согрешить. Не признавая немощей за собой, он кажется себе лучше и совершеннее других, несовершенных, людей. И, глядя на них свысока, позволяет себе их осуждать - в данном случае осуждать на стерилизацию и пожизненное заключение.

Как бороться?

Напоминать себе, что «я обычный человек, такой же как все». Признавать свои слабости и немощи. Просить помощи у Бога и людей. Признавать свои грехи. Не ругать себя за них, а просить прощения у Бога и людей.
Тщеславие
«Что она обо мне подумает? такой неудачник как я не может ей понравиться» - думает молодой человек и не подходит познакомиться с приглянувшейся ему девушкой.

«Я сегодня так хорошо выгляжу, а никто не подходит со мной познакомиться и не говорит комплиментов», - думает девушка и у нее портится настроение и внешность.

«Как я скажу кому-то, что меня раздражает собственный ребенок? Люди решат, что я плохая мать», - думает молодая мама и не обращается за помощью.

«Я поехал на заработки для семьи, а потерял последнее, стыдно рассказать об этом семье, попробую еще заработать и тогда уже вернуться», - думает ограбленный в Москве работяга с Урала, не обращается за помощью, и все глубже и глубже опускается на дно.

«Если я не закончу работу к завтрашнему утру, руководство будет меня ругать», думает женщина за 45, игнорирует свое плохое самочувствие и сидит на работе до полуночи. В три ночи за ней приезжает «Скорая» и диагностирует истощение всего организма.

Все эти истории - про тщеславие и про то, как оно отравляет жизнь. Желание красиво выглядеть в глазах окружающих, казаться, а не быть изолирует человека от отношений с людьми и Богом и, по сути, делает его одиноким. Оно отрезает человека и от самого себя, от понимания, что для него вредно, а что полезно.

Как бороться?

Молиться и отбрасывать тщеславные мысли. Переносить внимание с мыслей о том, что о нас подумают - на более существенные вещи. Юноше - думать не о себе, а о том, как сделать девушке что-то хорошее или приятное. Девушке - об окружающих. Молодой маме - о том, как ее раздражение отразится на ребенке, если она не обратится за помощью. Работяге и женщине-трудоголику - о себе и своем реальном бедственном положении и о том, как из него выйти.
Уныние
Кризис. Человек потерял работу. Сходил на 8 собеседований, но работу не получил. И вот уже месяц безвылазно сидит дома и играет в «танчики» или пролистывает соцсети. В раковине накопилась гора грязной посуды, под кроватью холмы из пыли.

10 часов утра. В 16-00  встреча, к которой надо подготовить презентацию. Но к работе приступить никак не удается. То надо выпить кофе и обсудить с коллегами Путина и войну на Украине. То звонит знакомая, у которой не ладится личная жизнь, и подробно рассказывает, как именно она у нее не ладится. То надо проверить почту, то пообедать, то помочь коллеге с его работой. К 15-30 презентация еще не готова.

Пустое времяпрепровождение, когда человек не делает того, что должен делать - это проявления уныния. Досужие разговоры, сосредоточенность на чужих делах вместо своих, сонливость, работа, не оставляющая времени на молитву и любовь к людям - защищают человека от встречи с бессилием своей души и с Богом.

Как бороться?

Молиться, даже если не хочется. Делать усилие, чтобы сосредоточиться на молитве. Придерживаться режима. Сосредоточиться на своих делах, а не делах окружающих. Определять участок необходимой работы и доводить его до конца, не отвлекаясь. Терпеливо делать свое  дело, независимо от тягостного чувства внутри и желания все бросить.
Читайте книги по тайм-менеджменту - они обычно содержат множество практических советов, помогающих противостоять унынию.
Сребролюбие
«Все дорожает! Вдруг меня сократят! Как мы будем завтра жить, на что?? Надо копить на черный день».

«Какая печальная история на сайте этого фонда. Надо обязательно помочь. Пожертвую тысячу. Нет,тысячу жалко - 800 рублей. Нет, 800 тоже многовато, я ведь еще хотела кашпо для цветов купить - пожертвую 500. А вдруг на кашпо не хватит? Но 300 я точно могу пожертвовать. Только не сейчас, сейчас мне надо бежать по делам».

«Вот это машина! Живут же люди. Наживаются на нас, кровопийцы.  А я могу себе позволить только велосипед, да и тот самый простой. На нем только в магазин и ездить. А была бы у меня машина, поехал бы в Европу туристом...»

Примерно так зарождается страсть сребролюбия. Человек боится за свое будущее и хочет себя обезопасить с помощью денег, но безопасность дает только Бог; ему  жалко расставаться с деньгами, даже если такой порыв возникает; он мечтает о бОльшем достатке, чем есть у него сейчас. (Разумное планирование расходов, в котором есть место благотворительности - это не сребролюбие.)

Как бороться?

Напоминать себе слова Христа и верить, что Отец Небесный знает, что мы имеем нужду в пище, питье и одежде, и позаботится о том, чтобы у нас было необходимое. Нам надо беспокоиться не об этом, а о стяжании Царства Божьего. Прилагать усилия для траты денег на других. С каждой зарплаты откладывать определенный процент на храм и милостыню (десятину, 10%). Благодарить Бога за то, что есть сейчас и не мечтать о богатстве.

Вопрос для размышления Был ли у вас опыт надежды на Бога и получения помощи?
Рекомендуем: Страсть и зависимость
Аскетика говорит о страстях, а современная психология говорит о зависимостях. В этой лекции предпринята попытка перебросить мостик между аскетикой и психологией. Рассматривается соотношение зависимости и страсти, признаки, по которым их можно различить и пути преодоления.

Лекцию читает Петр Дмитриевский, православный христианин, гештальт-терапевт.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle