«Религия Негоша» — первая крупная работа Николая (Велимировича). Посвящена она Петру Негошу, великому сербскому поэту, мыслителю, черногорскому митрополиту и правителю. Цитаты:
«Прожить душевную драму Негоша значит прожить душевную драму не только одного человека, но и всего мира. Из своей души, судьба которой была управлять множеством бедных людей, Негош создал сцену, на которой разыгралась драма целой Вселенной. Эта сцена, его микрокосм, хотя и была больше любой другой души в сербском народе, все-таки была мала и тесна, чтобы вместить всю Вселенную. Эта несоразмерность и стала крестом всей жизни поэта. В ней был источник мученичества всей его жизни. И все же в тесном общении с жизнью Вселенной и проявилось всё величие души Негоша. Силой и глубиной своей любви ко всеобщей, всеединой жизни и к ее Творцу Негош отметил себя как религиозный деятель первой величины.
В новой сербской истории нет личности, которая в религиозном плане могла хотя бы отдаленно сравниться с Негошем.
религия Негоша — это не старый разрушенный замок, который украшается только изредка. Не погасший очаг, который зажигают только по воскресеньям. Это неугасающий огонь, свет которого — великий ум, а тепло — великое сердце. Представить этот огонь под пеплом с понедельника по субботу значит представить себе Негоша, пребывающего в небытии шесть дней и живущего только один день. Негош — это каждодневный праздник, потому что его повседневное настроение духа и сердца — праздничное, религиозное. Этим он отличается от огромного большинства других людей. Большинство людей должны оставить свои повседневные дела, чтобы на момент ощутить религиозное чувство. Негош религиозен постоянно, в противоположность большинству людей, которые религиозны только моментами.
Негош живет постоянно в своих уединенных, интуитивных прозрениях, в ореоле которых любая вещь и вещица в мире становится необычайно большой и получает свой особенный, положенный только ей цвет. Как от падения малой песчинки в воду на поверхности внезапно возникает расширяющийся круг, так и всё, на чем останавливается внимание Негоша, неважно, малое или большое, образует воображаемый круг, который непрерывно расширяется до самых границ мысли; а дойдя до границ, отражается от них и, вибрируя, проходит через сердце поэта и таким образом становится частью его веры. Так «малый муравей», которого еле разглядишь на ярко освещенном ловченском камне, играет ту же роль, что и «гордый лев», ту же роль, что и вся наша планета, потому что мысль о муравье, равно как и мысль о льве и мысль о планете или всей солнечной системе образует в сознании Негоша всё расширяющиеся круги, пока наконец не достигнет границы всякой мысли — то есть пока не отразится от его всепоглощающей мысли о Боге как о первоисточнике красоты. При взгляде с этой точки муравей — такое же чудесное творение великого скульптора Вселенной, великого художника, великого поэта, как и вся природа в целом, живая, светоносная, цветная ткань.
При этом созерцании поэт преисполняется восторга и благоговения, как первосвященник красоты».
Русский перевод «Религии Негоша» Николая (Велимировича) осуществлен Полиной Федоровой, любезно предоставившей его порталу «Предание.ру».