«Горы моря и гиганты» Альфреда Дёблина — не просто роман. Циклопическое творение о судьбах человечества в ближайшие века. Роман масс: огромный этот текст слеплен из множества мини-историй, описывает движения человеческих сгущений. При этом — текст чудесно поэтичен, прекрасен, «психологичен» и т. д. Из уже угаданного Дёблином: эпидемии ожирения и депрессии, наплыв мигрантов, сверхурбанизация, эмансипация женщин (не приведшая к миру между полами), отмирание христианства, расцвет неоязычества, нью-эйдж. Из того, что, вероятно, происходит на наших глазах: отмирание демократии, переход власти к малочисленным элитам, автоматизация производства (приводящая к потере работы большинством), превращение пролетариата в современном смысле (трудящиеся) в пролетариат в древнеримском смысле (толпы неработающих горожан). Из того, что сейчас не видно: овладение «изначальными энергиями» природы, преодоление человеческой природы, превращение людей в «человекосамцов» и «человекосамок», «гигантов» (элита бросает себя в сверхчеловеческий проект и пытается уничтожить массы); катастрофа человечества, новый путь.
Но дело, конечно, не во всех этих предсказаниях. Перед нами здесь — абсолютный шедевр, современный эпос, чудо литературы. Перед нами здесь — может быть лучшее изображение экзистенциального опустошения современного мира, показанного на судьбах множества героев и человечества в целом. Главный сюжет романа (если можно говорить о сюжете этой книги и говорить об этой книге как о романе) — восстание (восстания) людей эпохи позднего, перезрелого капитализма: огромные города, товарное изобилие, общество потребления, анонимная невидимая диктатура, полное кромешное обессмысливание жизни, эксцессы самоубийств, убийств, безумия; среди всего этого — те, кто героически восстают; среди всего этого — те, кто ищет новые политические и прежде всего новые экзистенциальные пути: кромешное духовное опустошение и деградация: и поиск новой духовности, возрождение духовности.
Вот что еще надо сказать: роман опубликован в 1924 г.; только что кончилась бойня Первой мировой; и вот Дёблин пишет уже о новой, еще большей бойне. Всё «развитие» человечества, весь научно-технический прогресс — не только не гарантирует от возгорания новых войн — но толкает к новым войнам, всё более ужасным, масштабным, кровавым. Собственно основной массив событий, описанных в романе, происходит после грядущей глобальной войны.
«НИКОГО больше не было в живых из переживших войну, которую назвали мировой. Сошли в могилу те молодые люди, которые вернулись с полей сражений, поселились в домах, оставшихся от убитых, ездили в их автомобилях, исполняли их должностные обязанности, пользовались плодами победы, претерпевали следствия поражения. Сошли в могилу юные девушки, которые расхаживали по улицам такие красивые и нарядные, как будто мужчины Европы никогда не вели между собой войн. Сошли в могилу и дети этих мужчин и женщин, которые выросли, и перестроили доставшиеся им дома, и заполнили фабрики, построенные и покинутые погибшими.
Постепенно — на протяжении двух последних столетий — все западные народы подпали под власть империи Лондон-Неойорк. Это была англосаксонская империя, в которой медленно перемешивались потоки темнокожих серых черных коричневых белых людей. Потом политические силы начали превращаться в труху. По мере умножения новых аппаратов и изобретений росло общее благосостояние. Жизнь стала легче, рабочий день у представителей почти всех профессий сократился.
Постепенно — на протяжении двух последних столетий — все западные народы подпали под власть империи Лондон-Неойорк. Это была англосаксонская империя, в которой медленно перемешивались потоки темнокожих серых черных коричневых белых людей. НА БРИТАНСКИХ ОСТРОВАХ — в эпоху, когда отступили на задний план великие монотеистические религии — распространилось зародившееся в правящих кругах представление о добрых и злых силах, которые человек может распознавать и умело использовать себе во благо. Отдельные индивиды и целые градшафты еще молились древнему единому богу, но и на островах, и во множестве городов европейского континента огромной популярностью пользовались ловкие люди, которые выдавали себя за магов и разработали разные способы предсказания будущего.
МАССЫ сделались пресыщенными и изнеженными. Начался поиск новых потребностей. Элита впускала в свои владения все новые чужеродные толпы, расширяла городские ландшафты».