Священник Алексий Волчков расскажет, откуда пошла идея «ритуальной нечистоты» и предположит, можно ли ее интерпретировать иначе в свете Нового Завета.
Сегодня в Русской Православной Церкви существуют различные правила в отношении «ритуальной нечистоты», которые варьируются от прихода к приходу, и чаще всего это зависит от местного священника. В большинстве приходов России в «особые» дни женщинам разрешается приходить в храм, но нельзя принимать Причастие, целовать иконы, мощи, крест, прикасаться к просфоре и антидору, или же пить святую воду. На приходах за пределами России женщины обычно только воздерживаются от причащения. Прекрасно осознавая, что эти «церковные правила» основываются на Ветхом Завете (вспомним хотя бы совершенно противоречащую им историю из Нового Завета о кровоточивой), некоторые Православные Церкви уже несколько десятилетий стремятся к тому, чтобы изменить тексты Требника, основанные на догматически уязвимых представлениях о деторождении, браке и нечистоте. Вот, например, выводы богословской конференции, которая собиралась на Крите в 2000 году: «Мы просим Церковь уверять женщин, что их всегда приветствуют приходить и принимать Святое Причастие за любой литургией, когда они духовно и обрядово готовы, независимо от времени месяца».
Лектор: священник Алексий Волчков, клирик Феодоровского собора С.-Петербурга, директор «Школы библейской филологии» при Феодоровском соборе, преподаватель СПбДА, член редколлегии журнала «Вода живая».