В первую неделю Великого Поста Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины. Как связан пост, покаяние, догматика и вера — мы говорили здесь. Вторая неделя Поста тоже посвящена догматике, а именно — учению о Божественных энергиях, которое защищал Палама. Скажем несколько слов об этом учении.
В XIV веке в Византии разгорелся спор о природе Фаворского света: был ли он феноменом тварным («чудесным», но сотворенным, или даже просто атмосферным явлением) или же нетварным, то есть Самим Богом.
Почему это важно? Подвижники во время углубленной молитвы тоже видели Свет. Они верили (или, точнее, чувствовали, знали), что видимый ими Свет — Бог. Речь, таким образом, шла об опытном Богопознании, о реальной жизни с Богом. Опыт показывал, что Сам Бог непосредственно соединяется с людьми. Противники же Паламы — Варлаам, Григора, Акиндин — разными богословскими средствами отвергали паламитское учение о нетварности Света. (Часто взгляды антипаламитов сводят к «варлаамитской ереси». Это полемическое упрощение. На самом деле паламитский догмат атаковали с разных сторон и по разным причинам).
Как и всегда в догматике, истина явила себя в форме антиномии: Бог непознаваем и недоступен Сам по Себе, но его энергии познаваемы и доступны. (Энергия здесь означает «действие», ее не стоит путать с «энергетикой»). Речь идет о том, что делает Бог — о Божественной Жизни, действии, реальности. Так Палама вводит различие между сущностью Бога и Его энергиями.
Насколько реально это различие? Энергия Бога и есть Сам Бог — поэтому Его познание возможно через жизнь с Ним. Энергии Бога неслиянны, но и нераздельны с сущностью Бога. Различие сущности и энергии не вносит сложности в простоту Бога. Бог непознаваем по сущности, но познаваем в Своих энергиях, которые есть Он Сам (т. е. они — нетварны).
Почему все это так сложно? Потому что самое сложное — говорить о простом. Бог бесконечно прост. Божество выше всяческих понятий и совершенно свободно. Бог несводим к понятиям сущности и энергии. Паламитский догмат, как и всякий догмат, — парадокс. Он не информирует о чём-то, но лишь указывает на Тайну и преображает ум этим указанием.
Вот о чем Церковь напоминает нам в эти дни. Напоминает о тайне обожения: как возможно твари соединиться с Нетварным. Ибо это и есть наша «главная задача».
Вернемся к подвижникам, чей опыт защищал Палама. Они своими чувственными глазами, телесными глазами видели Нетварный Свет. Здесь коренная черта христианского аскетизма: что он делает с телом — «побеждает»? Нет, спасает. Свет пронизывал их плоть. Вот это так раздражало антипаламитов.
Сейчас мы постимся, т. е. в первую очередь что-то делаем со своим телом, меняем режим питания, если грубо. Зачем? Чтобы спасти тело, приуготовить его к вечной жизни («чаю воскресения мертвых», т. е. воскресения тел). Бог недоступен твари, в том числе нашему тварному уму. «Интеллектуальное познание» Бога так же невозможно, как и кажущиеся абсурдным «телесное». Основное деление проходит не между «духовным» и «телесным», ведь и то и другое — тварное, и то и другое нуждается в спасении. Главное деление (подлинно христианское) проходит по линии «Творец—тварь». Святые видят Нетварный Свет и глазами ума, и глазами плоти; абсурдное с нашей точки зрения возможно по Любви Божьей.
Это первое сочинение Паламы. От имени монахов Афона он защищает их опыт, о котором мы тут так многословно пытались говорить. Приведем подзаголовок этого небольшого текста, из которого многое становится понятно:
«В защиту священно безмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями».
Главный труд Григория Палымы, одно из главных святоотеческих сочинений вообще.
Помимо текста книги, по ссылке вы найдете аудиокнигу, начитанную порталом Предание.ру
Здесь собраны проповеди святителя Григория Паламы.
Первую свою проповедь Палама посвящает миру. Тогда в Византии горела гражданская война. Святитель напоминает, что «Воистину, мы все — братья»...
На тему Света Преображения Палама говорит в этой проповеди.
Великопостные проповеди начинаются с проповеди шестой. А теперь одна из недель Поста посвящена самому Паламе, когда-то давно учившему народ в Великий Пост.
Собрание творений Паламы
Проповеди
Проповедь отца Дмитрия Смирнова
Проповедь отца Александра Меня
Проповедь Владыки Антония Сурожского
Книги
Очень короткая и очень интересная статья Бибихина (помимо прочего, Бибихин — переводчик «Триад» Паламы).
Что связывает Паламу, византийского богослова и Петрарку, итальянского поэта? Ответ: Варлаам Калабрийский — главный противник Григория Паламы и... учитель греческого языка Петрарки.
Варлаам, поклонник латинских учений, для Паламы стал воплощением «сухого латинства». Но для Петрарки Варлаам — воплощение «сухих греков». Оба великих мыслителя, (конечно, они не были знакомы друг с другом) — Палама и Петрарка, поэт и богослов, как ни странно, не любили Варлаама за одно и тоже — недоверие к чувству.
Это не единсвенное сопоставление, которое находит Бибихин между Паламой и Петраркой.
«Жизнь и труды святителя Григория Паламы»
Мировая классика патрологии и богословия. Книга, сделавшая эпоху в изучении паламизма и византийского богословия вообще. Без всяких сомнений, любое изучение православного богословия теперь невозможно без этого труда.
«Антропология свт. Григория Паламы»
«Антропология св. Григория Паламы» — нечто большее, чем просто разбор паламитского учения о человеке.
Керн проделал огромную работу по выявлению антропологии Древней Церкви. Книга состоит из двух разделов. Первый — исторический. В него входит общая характеристика эпохи Паламы, философия, мистика и богословие эпохи, внимательное рассмотрение церковной антропологии: ап. Павел, апологеты, александрийцы, тринитарные (Афанасий, Каппадокийцы, Златоуст, Немессий) и христологические (Кирилл Александрийский, антиохийцы, Анастасий Синаит, Василий Селевкийский, Леонтий Византийский) споры, антропология Пустыни (Макарий и Исаак), мистиков (ареопагитики, Максим и Симеон Новый Богослов), богословских синтезов (Иоанн Дамаскин, Фотий). Вторая часть — систематическая. Она посвящена богословию Паламы, его учению о природе человека, образе и подобии Божьем, обожении.
Как видно из этого краткого описания труда Киприана (Керна), «Антропология св. Григория Паламы» — не только книга о взглядах Паламы на человека, но и обширное руководство по святоотеческой антропологии.
Владимир Лосский
о свт. Григории ПаламеВладимир Лосский — вероятно, самый большой православный богослов XX века.
О Паламе у Лосского можно прочитать в «Паламитском синтезе» (глава книги «Боговидение» — труда, посвященного православному учению о видении Света).
«Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта» — главная работа Лосского. Она задумывалась как некое введение к вопросу, занимавшего Лосского всю его жизнь: сравнение немецкой мистики XIV века и афонского исихазма, более конкретно — двух великих современников: Мейстера Экхарта и Григория Паламы. По мнению Лосского, их объединяет сущностное родство, а именно — понимание апофазы (ощущение Бога как Непознаваемого) как высшей формы Богообщения.
«Аскетическое и богословское учение
Владыка Василий опубликовал эту работу еще будучи афонским монахом (на Афоне ему была предоставлена возможность работать с архивами древних рукописей). Она принесла ему мировую славу среди патрологов. Суть учения Паламы владыка выражает так: «своим учением о несозданном Свете и Божественных энергиях <Палама> подвел неразрушимый богословский базис под традиционное мистическое учение Православной Церкви».
Хоружий — крупный современный православный мыслитель. Его проект «синергийной антропологии» пытается выстроить философию на основе паламизма.
Читайте еще
Комментарии для сайта Cackle