Опера по единственной трагедии Т. С. Элиота. Основана на реальных событиях. Главный герой драмы — Томас Бекет, архиепископ Кентерберийский, святой католической Церкви, одна из центральных фигур английской истории XII в. Томаса Бекета можно назвать английским Златоустом. Как и константинопольский святитель, он восстал против власти — короля Генриха II, хотевшего использовать Церковь в своих интересах. Их борьба, как и в случае с Златоустом, окончилась мученической смертью праведника. Драма о противостоянии святости и мира, Церкви и власти, искушениях и мученичестве.
Текст «Убийства в соборе» Элиота.
Оригинальное название: Ildebrando Pizzetti — Assassinio nella cattedrale (Murder in the cathedral)
Год выпуска: 2006
Жанр: опера, драматический спектакль, XII век, Средневековье
Выпущено: Италия, Unitel, Conservatorio Piccinni di Bari
Хор и оркестр: хор Консерватории Пиччини в Бари, симфонический оркестр Провинции Бари
Дирижер: Пьерджорджо Моранди (Piergiorgio Morandi)
Режиссер/Хореограф: Даниил Д'Онофрио (Daniele D'Onofrio), Тициано Манчини (Tiziano Mancini)
Исполнители:
РУДЖЕРО РАЙМОНДИ (Ruggero Raimondi) — архиепископ Томас Бекет ПАОЛЕТТА МАРРОКУ (Paoletta Marrocu) — первый солист хора СОНЯ ЗАРАМЕЛЛА (Sonia Zaramella) — второй солист ЛУКА КАСАЛИН (Luca Casalin) — глашатай САВЕРИО ФЬОРЕ (Saverio Fiore) — 1-й священник ФИЛИППО БЕТТОСКИ (Filippo Bettoschi) — 2-й священник ЭЛИЯ ФАБИАН (Elia Fabian) — 3-й священник САЛЬВАТОРЕ КОРДЕЛЛА (Salvatore Cordella) — 1-й искуситель/1-й рыцарь короля МАССИМИЛЬЯНО ВАЛЛЕДЖИ (Massimiliano Valleggi) — 2-й искуситель/2-й рыцарь короля АНТОНИО ДЕ ГОББИ (Antonio De Gobbi) — 3-й искуситель/3-й рыцарь короля ИШТВАН КОВАЧ (Istvan Kovacs) — 4-й искуситель/4-й рыцарь короля МАССИМО ПОЛВЕРАРИ (Massimo Polverari) — король Англии Фабрицио Бартолуччи (Fabrizio Bartolucci) — молодой архиепископ
Опера Пиццетти, написанная в 50-е гг. по пьесе Томаса Стернза Элиота, — нечастый гость на оперных сценах мира, отечественному же слушателю она и вовсе неизвестна. Прекрасная пьеса, написанная в 1938 г., посвящена средневековым событиям, когда в XII в. в Кентерберийском соборе по косвенному приказу короля был убит архиепископ Томас Бекет, позднее причисленный к лику святых. Сам Элиот определял ее содержание так: «Человек возвращается в родную страну, понимая, что его убьют, и его убивают». В литературе об Элиоте часто связывают появление этой пьесы с разгулом тоталитарных режимов в мире, прежде всего фашизма, и трагическим противостоянием личности этому разгулу. Однако Элиот при этом точно следует историческим первоисточникам, опираясь на свидетельство Эдварда Грима, действие происходит между 2 и 29 декабря и делится на две акта со вставкой реальной рождественской проповеди Томаса Бекета посередине. Сложность сценического воплощения оперы заключается в том, что постановка не может существовать без выдающегося артиста, исполняющего главную партию — архиепископа Томаса Бекета — в данном случае эту партию исполнил Руджеро Раймонди. Зрелище красиво разбавлено кинематографическими вставками — келья Томаса Бекета, всадники в капюшонах, лик короля Генриха… Музыка, несмотря на современность оперы, вполне приятна и дружественна ушам, немного напоминает Пуччини. Отдельных арий и номеров нет, но мелодии есть, хотя вычленить их получается не с первого раза: слишком плотное музыкально-драматическое полотно, в котором музыка служит главным выразительным средством и подчеркивает содержание текста… Запись постановки осуществлена в базилике св. Николая в итальянском городе Бари, том самом храме, где покоятся мощи святителя Николая Чудотворца, 22 декабря 2006 г.