«Европейский нигилизм», «От новоевропейского субъекта к “сверхчеловеку”», «Место нигилизма в “судьбе бытия”» — три работы Владимира Бибихина. Он анализирует тексты Хайдеггера, особенно «Бытие и время», размышляет о ницшеанском нигилизме в трактовке Хайдеггера.
«Вся метафизика “нигилистична”, а за ней — вся стоящая на ней история Запада.
Хайдеггер зовет своего читателя прежде, чем возмущаться заносчивостью подобного утверждения, вдуматься вместе с ним в сущность метафизики. Ее основной вопрос — что есть сущее? В чем смысл бытия сущего? На него, конечно, сразу можно дать еще один, пробный, один из возможных, окончательный, решающий и т. д. ответ, но в любом из этих случаев отвечающего “пронесет” мимо существа метафизики; чтобы разобраться в нем, Хайдеггер требует услышать сам вопрос как вопрос, т. е. понять, чтó им молчаливо предполагается. В нем заранее подразумевается, что у сущего есть “что”, есть “сущность”. Не подвергается сомнению, что общее определение (смысл) у сущего “есть”. Рассматривается сущее на предмет отыскания сути, о бытии (ведь суть тоже “есть”) как таковом речь не идет: устанавливается сразу его смысл. Бытие — то обстоятельство, что мир есть, когда мог и не быть, — остается необходимым априорным фоном, обеспечивая собой и существование сущего и его истолкование. Но что такое само по себе бытие, это требует совсем особого вопроса».