Хоровой концерт XVIII–XIX вв. (антология русской духовной музыки, том III). Из описания сборника:
С конца XVIII в. хоровой концерт начал испытывать влияние достижений западноевропейской музыки. Новая тенденция наметилась в творчестве Максима Березовского и особенно Дмитрия Бортнянского, совершенствующих композиторское мастерство в Италии. Акцент в композиции концертов сместился в сторону большей стройности формы, применения полифонических приемов, усиления контрастности между разделами.
С XIX в. в русской духовной музыке наряду с гармонизацией знаменных распевов активно развивалась область свободной композиции. Однако она строго регулировалась монополистической деятельностью старейшего русского хора — Придворной певческой капеллы (ныне — Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга). Сочинения на литургические и другие духовные тексты позволялось писать лишь ее сотрудникам. Капелла имела право издавать и редактировать духовные хоровые произведения. В разное время при капелле работали М. Березовский и Д. Бортнянский, А. Львов и М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка и др.
Исполнители:
На церковнославянском языке
Республиканская русская академическая хоровая капелла
Художественный руководитель и дирижер — Александр Юрлов (1)
Государственный камерный хор Министерства культуры
Дирижер — Валерий Полянский (2–6)
Хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (7)
Запись 1966 года (1)
Запись 1980 года (7) произведена в Большом зале Московской консерватории.
Записи произведены в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска в 1987, 1988, 1989 (4, 6) и в Софийском соборе г. Полоцка в 1990 г. (2).