Князь Евгений Николаевич Трубецкой, брат другого знаменитого философа Сергея Трубецкого, друг Владимира Соловьева. Философ, публицист, правовед. Помимо собственно философских работ, Евгению Трубецкому принадлежат прекрасные мемуары, ставшие классическими очерками об иконе.
С юности имел г
Князь Евгений Николаевич Трубецкой, брат другого знаменитого философа Сергея Трубецкого, друг Владимира Соловьева. Философ, публицист, правовед. Помимо собственно философских работ, Евгению Трубецкому принадлежат прекрасные мемуары, ставшие классическими очерками об иконе.
С юности имел горячий интерес к философским вопросам. Потерял веру, через философию вернулся ко Христу. Один из немногих русских философов, пошедших по академическому пути. Один из учредителей Религиозно-Философского Общества в Москве, основатель издательства «Путь», одного из важнейших издательств серебряного века (там, в частности, печатались Флоренский, Эрн). Трубецкой один из основателей партии кадетов, член Государственного совета. Участник Поместного собора 17/18 гг. Из-за угрозы ареста выехал из Москвы, присоединяется к Добровольческой армии. Евгений Трубецкой скончался от сыпного тифа в Новороссийске.
Для философской прозы Евгения Трубецкого характерна редкая для русской мысли отточенность формулировок, ясность построений, художественность письма. В каком-то смысле философию Евгения Трубецкого нельзя назвать самостоятельной — он всю жизнь, так или иначе развивал и дополнял идеи своего друга Владимира Соловьева. В частности, Трубецкой интересно критиковал идею истины как всеединого сущего: из самого определения ясно, что всеединство не охватывает не-сущее. К тому же Трубецкой видел здесь пантеизм. Он развивал концепцию, Абсолютного сознания, Всеединого Ума, охватывающего сущее и не-сущее и не являющийся ни тем ни другим. Это Абсолютное Сознание активно действует в нашем сознании. Трубецкой, также отличался от большинства русских мыслителей своей рациональной установкой: логика есть форма Логоса, вера и разум находятся в гармонии. Главная тема Трубецкого — смысл жизни (название его главного труда), его нахождения человеком. Смысл жизни — реальность, а не идея — «смысл по существу (должен быть) неизменен и вечен», он должен присутствовать в сознании, но его бытие — не бытие отдельного сознания. Во временном сознании присутствует вечная истина (что видно в совмещении условности мышления и безусловности его утверждений). Важно еще, что Трубецкой критиковал софиологию Булгакова и Соловьева (принимая саму проблематику Софии). У Трубецкого — София — не посредница между Творцом и миром, а совокупность идей о твари (идея — не природа твари, и вообще отдельна от нее), замыслов Бога о мире, которые мир по своей свободе может исполнить или не исполнить.
Зеньковский «Князья Трубецкие»
Мень «Сергей и Евгений Трубецкие»
Лосский «Князья Трубецкие»
Левицкий «Ближайшие последователи Владимира Соловьева»
Луис Шейн «С. Н. и Е. Н. Трубецкие»
Лекция Петра Рябова
Лекция Василенко (аудио и текст)