Первый сезон сериала «Молодой Папа» (реж. Паоло Соррентино, 2016) вызвал немало споров. Одни сочли его клеветой не только на Католическую церковь, но и на земную Церковь как таковую, другие — разоблачением расчетливых ватиканских структур, кто-то — как мелодраму о «травме детства» или «комедию нравов», облаченных в клерикальные одежды. Наконец, нашлись тех, кто увидел в истории Папы Пия XIII драму сильной личности, прорывающейся сквозь конвенции, формулы и клерикальный этикет к себе настоящему — и даже фильм о святости.
Кинокритики немало писали о блистательном актерском составе, завораживающей операторской работе, об удачном выборе музыкального ряда и других художественных достоинствах, но подобными достоинствами отличаются очень многие как массовые, так и артхаусные сериалы. Что же в нем особенного?
Паоло Соррентино предпринял рискованную попытку говорить о Церкви изнутри постхристианской секулярной культуры. Год спустя мы хотели бы вернуться к этому развернутому на десять серий киновысказыванию и «прочитать» его в довольно неожиданной перспективе — как традиционный европейский роман воспитания, рассказанный на языке современного кинематографа. Что все-таки происходит с потомком двух хиппарей, вздорным италоамериканцем Ленни Беллардо, которого то ли на батуте церковных интриг, то ли Божьим чувством юмора подбросило на «папский балкон»? Играет ли он словами о том, что «не верит в Бога», — или произносит их всерьез и что за ними стоит? Какие вопросы задает фильм тем, у кого «все вопросы сняты», — как в пользу веры, так и в пользу декларативного неверия?
Встреча пройдет в форме comment-party с участием всех желающих поговорить о фильме, а также о его контекстах. Ведущая и основной докладчик — переводчик и литературовед Светлана Панич.