Цикл лекций Марины Михайловой, философа и филолога — попытка прочесть письмо, запечатанное в бутылке, услышать весть поэта, окликающего нас по имени. Слова Мандельштама, схватывающие обыденные вещи и повседневные отношения, чудовищно уплотняются и вступают в радостные взаимодействия, позволяя за вещами и лицами различить само Бытие. Цикл лекций посвящен 130-летию со дня рождения великого поэта.
Однажды Мандельштам сравнил стихотворение с письмом, запечатанным в бутылке и брошенным в море. Послание морехода адресовано тому, кто его найдет. Так и стихотворение: оно обращено к тому, кто прочтет его и «вздрогнет радостной и жуткой дрожью, какая бывает, когда неожиданно окликнут по имени». Так говорит Мандельштам в эссе «О собеседнике». Цикл лекций Марины Михайловой — попытка прочесть письмо, запечатанное в бутылке, услышать весть поэта, окликающего нас по имени.
«Вводить готику в отношения слов». Мандельштам эпохи «Камня». Готическая архитектура чудесным образом преобразует тяжесть камня в легкость башни, взлетающей в небо, приглашая узреть невидимое. В ранних стихах Мандельштама слова, схватывающие обыденные вещи и повседневные отношения, чудовищно уплотняются и вступают в радостные взаимодействия, позволяя за вещами и лицами различить само Бытие.
Черное солнце: Пушкинская тема в книге Мандельштама Tristia. Ахматова свидетельствовала: «У Мандельштама к Пушкину было какое-то небывалое, почти грозное отношение — в нем мне чудился какой-то венец сверхчеловеческого целомудрия». Мандельштам редко произносит имя поэта, но солнце Пушкина сокровенно озаряет его поэзию. Это тот свет, с которым не страшно войти в ночь советскую и вселенскую. Лекция посвящена памяти Пушкина, о годовщине гибели которого мы вспоминаем 10 февраля.
«Век мой, зверь мой»: Мандельштам в 1920-е гг. «Настоящий двадцатый век», начавшийся вместе с Великой войной, в 1920-е гг. продолжился великими и страшными событиями. Мы поговорим о том, как строился диалог поэта и его времени.
«В роскошной бедности, в могучей нищете»: Мандельштам в 1930-е гг. «Я к смерти готов», — сказал Мандельштам Ахматовой в 1934 г. В последнем десятилетии жизни поэта в равной мере присутствуют бедность на грани нищеты и царственное наслаждение жизнью, крайняя затравленность и небывалая свобода, безумное смятение и глубокий мудрый покой. Мы поговорим о подвигах и откровениях, запечатленных в стихах Мандельштама 1930-х гг.
Проза Осипа Мандельштама. Проза поэта — и комментарий к его стихам, и самостоятельный эстетический феномен. Мандельштам написал сильные, насыщенные жизнью и энергией вещи, в которых выразилась и его личная история, и состояние современной культуры. Мы поговорим и о его художественной прозе, и о теоретических работах, тоже несущих печать мощного поэтического дара.
Лектор: Марина Михайлова, доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии. Филолог, историк литературы, культуролог, катехизатор. Автор и ведущая программ на радио «Град Петров».