Цикл лекций о русском церковном расколе.
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ «Старообрядцы — наследники Третьего Рима?» посвящена началу раскола. Попробуем ответить на вопрос — в чем была разница между старообрядцами и теми, кто принял реформы Никона? Начало раскола, первые старообрядческие святые, первые разделения внутри старообрядчества.
– положение Русской Церкви накануне раскола, причины и этапы церковного разделения;
– кружок «ревнителей древлего благочестия»;
– старообрядческие святые первого периода после раскола — епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.;
– Соборы 1666 и 1667 гг.;
– начало разделения внутри старообрядчества на поповцев и беспоповцев.
Мы представим взгляд обеих сторон на проблему раскола и проанализируем основные книги, которые рассказывают об этом периоде, избегая упрощенных ответов. Такой комплексный подход позволит слушателям самим сделать выводы о причинах раскола, о том, «кто прав, кто виноват» в трагедии XVII в.
ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ рассказывает об истории старообрядческих «согласий».
После раскола XVII в. внутри старообрядческого движения проходили многочисленные разделения. Белокриницкие, поморцы, беглопоповцы-«новозыбковцы», единоверцы, часовенные, федосеевцы, филипповцы, спасовцы, странники — вот неполный список направлений (их называют «согласиями»), существующих в старообрядчестве сегодня.
Почему старообрядцы не сохранили единства? Как появились поповцы и беспоповцы? Что такое учение о «духовном Антихристе» и как оно повлияло на разделения? Мы расскажем, как старообрядцы искали себе архиерея и обсудим, что объединяет и разделяет старообрядцев из разных согласий.
ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ расскажет о Белокриницком согласии — самой крупной старообрядческой Церкви.
Белокриницкое согласие — это самая большая Церковь старообрядцев-поповцев. Возникла она благодаря тому, что к старообрядцам присоединился митрополит Босно-Сараевский Амвросий. На лекции мы поговорим о возникновении Белокриницкого согласия, его распространении в России, «золотом веке» старообрядчества, советских гонениях и современном положении дел.
ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ посвящена единоверию. Единоверие — одно из самых интересных и противоречивых течений в Русской Церкви. Одни считают его особым старообрядческим согласием, другие — чем-то вроде унии, третьи — обычными приходами РПЦ со своими традициями. Но насколько едино само единоверие? И куда оно движется сегодня — к соединению со старообрядцами или к полному единству с РПЦ? На лекции мы обсудим, как появилось и распространялось единоверие, расскажем о его выдающихся деятелях: архимандрите Павле (Прусском), иерее Иоанне Верховском, епископе Симоне (Шлееве) и коснемся современного состояния дел. Вторая половина лекции будет посвящена взаимоотношениям старообрядчества и РПЦ в XX в. В частности, рассмотрим постановление Собора 1971 г. о старообрядцах — и отношение старообрядцев к этим постановлениям.