В. Мартынов. Мистерия «Игры ангелов и людей»
IV международный Рождественский фестиваль «Европейское Рождество»
Исполнители:
Московская хоровая капелла мальчиков. Художественный руководитель — Леонид Баклушин
Хор театра «Школа драматического искусства» Руководитель хора — Светлана Анистратова
Камерный хор государственного музыкального училища им. Гнесиных, художественный руководитель — Петр Савинков
Московский ансамбль солистов «Академия старинной музыки», Художественный руководитель — народная артистка России Татьяна Гринденко
Современное прочтение старинного богородичного напева в диалоге восточной и западной традиций. Пение 4 хоровых коллективов и звучание ансамбля старинных инструментов в величественной акустике действующего собора способно восхитить человеческий дух к самому Творцу, созидающему космос. Эта мистерия словно воспроизводит глас бесчисленного войска ангельского, воспевающего «Gloria in excelsis Deo» в преклонении перед Младенцем и Богородицей Девой. «Kyrie eleison! Christe eleison!» — вторит человек, моля Господа принять хвалу и просьбы.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Таково было ликующее пение бесчисленного небесного воинства, явившегося вифлеемским пастухам — первым, кому Ангел Господень возвестил о том, что «в городе Давидовом родился Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк., 2; 8–14). На протяжении всей человеческой истории, как и в тот ключевой для нее момент, незримый мир Ангелов сосуществует с миром людей, общаясь с ним и помогая ему. Об этих двух мирах, каждый из которых есть Божие творение, размышляет в своей мистерии «Игры Ангелов и людей» известный современный российский композитор Владимир Мартынов.
Будучи человеком многогранного творческого дара, Мартынов снискал репутацию не только талантливого композитора, прославившегося в разных направлениях музыкальной культуры (от рок-музыки до православных церковных песнопений), но и как глубокий знаток традиционного литургического пения Востока и Запада, которому посвящен ряд его теоретических трудов и из которого он постоянно черпает вдохновение в собственных сочинениях. Однако как композитор Мартынов далек от простого возвращения к древним образцам музыкального искусства, а напротив, постоянно ищет новых его возможностей. Более того, он стремится преодолевать сложившиеся в академической музыке привычные формы ее восприятия и побуждать слушателя к более активному участию в том действе, какое должно являть собой исполнение музыкального произведения. Не случайно некоторые сочинения Мартынова рассчитаны не на концертный зал, а на совсем иные пространства. Так, грандиозная мистерия «Игры Ангелов и людей», написанная для фестиваля «Триалогус», который проходил в Таллине в 2000 г., предназначалась для исполнения в колоссальном по объему здании лютеранской церкви и на площади перед ней.
Словесную основу этой мистерии составляют латинские молитвенные и богослужебные тексты римской литургической традиции, в частности из мессы в праздник св. Михаила Архангела. В ее музыке слышатся отголоски знаменного распева и григорианского хорала, нидерландской полифонии XV в. и фольклора народов Восточной Европы. Она требует большого и сложного состава исполнителей: пяти хоров и струнного ансамбля.
28 декабря 2011 г. в московском католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии впервые в нашей стране мистерия Владимира Мартынова «Игры Ангелов и людей» была представлена в полном объеме. В ее исполнении принимали участие несколько музыкальных коллективов, среди которых известный удачными опытами соединения музыкального и сценического искусства хор театра «Школа драматического искусства», а также московский ансамбль солистов «Академия старинной музыки», в котором используются барочные смычки, позволяющие возрождать утраченные возможности струнных инструментов.