«Песнь Богородице» завершает и «Божественную комедию», и «Книгу песен» Петрарки. Беатриче для Данте и Лаура для Петрарки — полисемические образы Музы-вдохновительницы, которые и противопоставляются образу совершенной Женщины — Пресвятой Девы — и накладываются на него, и перекрываются им.
Отец основатель итальянской литературы в своем мистическом и нравственном путешествии прошел через Ад, Чистилище и Рай и очистился от всего бренного. Находясь на вершине эмпирея, по молитве Пресвятой Девы он удостаивается Богосозерцания — и здесь, в самой чистой и нематериальной среде, в образе Всевышнего он видит …человеческий образ (la nostra effige). Клирик и поэт Франческо Петрарка — богослов и предшественник светского гуманизма, мистик и лирик — сочинил свое Канцоньере из 365 стихотворений и тщательно структурировал его как мистический дневник. Этот дневник свидетельствует о духовной борьбе поэта и должен показать внутренний нравственный путь от греховной любви ко всему земному (Лауре, самому себе, поэтической славе) к любви совершенной и неземной — к Богу. Заключительная Песнь Богородице заканчивает и увенчивает этот поиск духовного мира, и последнее слово pace («мир») завершает Книгу песен. И все же и в этом последнем стихотворении вспоминание и переосмысление любви к Лауре не лишены наплыва эмоций.
«Божественная комедия» Данте и «Священная история мирской любви» Петрарки вступают в диалог между собой, противопоставляются, спорят друг с другом, дополняют друг друга. В обоих памятниках литературы изобилие библейских и литургических реминисценций, прямых и скрытых цитат из Священного Писания и духовной литературы, аллюзий на библейские и молитвенные образы обогащают текст, одновременно усложняя чтение, но и подсказывая путь к интерпретации.
Лекция проведена Институтом Библии и Российским Библейским Обществом.