«“Житие и терпение св. Авраамия” дает образ большой силы, полный оригинальных черт, может быть, неповторимых в истории русской святости», — писал Г. Федотов. Он же в другой книге утверждает: «Преподобный Авраамий Смоленский стоит особняком не только в ряду домонгольских, но и вообще в сонме всех русских святых. Подобный темперамент редко встречается среди избранных Русской Церкви: его беспокойная, подвижная, пророческая фигура напоминает Савонаролу. Но содержание его учения — плод личного религиозного призвания, нечто в высшей степени русское».
Прп. Авраамий — юродивый, яркий проповедник, человек высокой культуры, иконописец, аскет и, как это часто бывает, жертва гонения, учиненного духовенством: оно запретило ему совершать литургию и выслало святого из города. Житие Авраамия Смоленского состоит из трех частей: предисловия, жизнеописания Авраамия и послесловия, которое, в свою очередь, содержит три логически связанные части: похвалу Авраамию, молитву к Богородице и «заступление граду». Помимо прекрасного примера святости, «Житие» — прекрасная литература сама по себе и интересное свидетельство культурного взлета в Смоленске XII в.
Об Авраамии Смоленском и его житии см. главу «Русская эсхатология» в книге Федотова "Русская религиозность" и главу «Авраамий Смоленский» в его же книге «Святые Древней Руси»
Топоров В. Н. «Об одном типе русской святости. “Святой еретик”»