«“AESTHETICA PATRUM, эстетика Отцов Церкви” — кому-то это словосочетание может показаться неожиданным, а кому-то даже и модернизаторским…» — пишет в начале своего труда Бычков, большая часть творчества которого посвящена православной эстетике. Однако все, кто хоть сколь был знаком с православным видением мира как Панкалии — всекрасоты, Красотой как одним из самых высоких имен Божьих, не удивятся такой постановке вопроса. «Филокалия» («Добротолюбие») — «любовь к красоте», как называется самый авторитетный православный свод святоотеческих писаний.
«Эстетику Отцов Церкви» составляют два раздела. 1-й посвящен этапу формирования христианской эстетики — периоду апологетов (I–III вв.). 2-й — эстетике блаженного Августина. Августин попал в поле рассмотрения вместе с апологетами, на основании своей общей апологетической ориентации, он в некотором смысле — величайший раннехристианский апологет, завершающий этот период истории патристики.
О важности эстетики и, в частности, эстетики Отцов Бычков пишет: «Эстетическое сознание — наиболее древняя и универсальная форма духовного мира человека, при этом — высокоразвитая и ориентированная на глубинные, сущностные основы бытия. Именно поэтому эстетические ценности, как универсальная квинтэссенция духовного потенциала Культуры, оказываются менее всего подверженными коррозии времени и менее всего зависят от языковых, этнических, религиозных и т. п. границ, существенно влияющих на другие ценности и формы сознания. Отсюда — особая значимость изучения эстетического сознания других народов, других периодов истории культуры и прежде всего — древних. Это относится и к патристике. И хотя Отцы Церкви специально не занимались эстетической сферой и даже не подозревали о ее существовании, объективно они были «полноценными» и «добросовестными» носителями эстетического сознания своего времени, которое в их период, пожалуй, наиболее полно и адекватно воплотилось (хотя и в крайне диффузном виде) именно в их бесчисленных текстах, посвященных самой разнообразной богословской проблематике. Несколько позже оно (в Византии и Древней Руси) найдет и более адекватные формы в художественной культуре. Однако в период перехода от античной культуры к христианско-средневековой (и особенно православной) новое эстетическое сознание и формировалось, и выражалось, и сохранялось наиболее полно в святоотеческой письменности. И, может быть, для будущих поколений именно этот пласт патристики, aesthetica patrum, окажется наиболее значимым и актуальным».