Лекционный курс В. А. Булкина о древнерусской архитектуре (домонгольский период): начало каменного строительства на Руси в конце X — начале XI в., строительство 30–50-х гг. XI в., архитектура второй половины XI — начала XII в., приднепровская (киево-черниговская) архитектурная школа XII — начала XIII в., архитектурные школы XII в. Полоцкая и смоленская архитектурные школы, гродненская и галицкая школы, зодчество Владимиро-Суздальской земли середины XII — начала XIII в., новгородская архитектура.
Курс был создан для программы «Древнерусское искусство» факультета филологии и искусств СПбГУ. Лекции взяты с https://vk.com/luk_icon.
Аннотации лекций:
Лекция 1. Вводные замечания
Лекция обращается к истокам русской архитектурной школы — к первым каменным постройкам, красота и совершенство которых не померкли за тысячелетие. На примере истории храма Спаса на Нередице отслеживается развитие и значение науки — архитектурной археологии, позволяющей восстановить первоначальный облик здания, производить необходимые исследования и организовывать реконструкцию. Особое внимание уделяется значимости археологических и реставрационных работ.
Лекция 2. Начало каменного строительства на Руси в конце X — начале XI в.
Первое каменное строительство на Руси начинается с возведения значительных построек, таких как Десятинная церковь в Киеве. Они знаменовали приобщение древнерусской культуры к высокой строительной технике Византии, явленной в совершенном облике крестово-купольного храма со всеми его технико-технологическими, конструктивными, стилистическими и образными особенностями. Последствия призыва византийских мастеров для возведения первых храмов Киева и Чернигова имели для древнерусской архитектуры далеко идущие последствия.
Лекция 3. Три Софии. Строительство 30–50-х гг. XI в.
Лекция посвящена знаменательному, уникальному факту в истории нашей архитектуры — трем одноименным храмам, посвященным Святой Софии. Эти три храма в Киеве, в Новгороде и Полоцке рассматриваются с точки зрения стилистических, художественных, технических и градообразующих характеристик, позволяющих объединять их не только по имени. Изначальные византийские традиции, привнесенные на русскую землю, дали самобытное продолжение. Политические и исторические предпосылки возникновения храмов, их схожие черты, а также отличительные особенности довольно хорошо изучены и описаны и раскрывают очень много интересных разнообразных аспектов История этих храмов дается развернуто, с учетом тех изменений, которые со временем оказали влияние на то состояние построек, в котором они дошли до нашего времени.
Лекция 4. Архитектура второй половины XI — начала XII в.
Христианство несло мощный культурный и нравственный толчок, который проявился на Руси многими построенными храмами. Каменное строительство распространилось на Руси не сразу, вначале было множество деревянных построек, которые более близки тогдашним строительным традициям. Несмотря на это, мы крайне мало знаем о деревянном зодчестве времени раннего христианства на Руси. В тот период храмовые постройки наиболее активно строятся в Киеве, тогда же возникают наиболее значимые монастырские комплексы — Киево-Печерский, Кловский, Дмитриевский и Михайловский Златоверхий.
Лекция 5. Приднепровская (киево-черниговская) архитектурная школа XII — начала XIII в.
Период XII — начала XIII в. ознаменован появлением и дальнейшим развитием региональных архитектурных школ, что было вызвано принятием византийских традиций с учетом местных особенностей, как технических, так и художественных. Выделяются основные архитектурные школы — приднепровская, или киево-черниговская, полоцкая, смоленская, гродненская, галицкая, владимиро-суздальская, новгородская. Подробно рассматривается одна из наиболее ранних — приднепровская архитектурная школа на примере построек Киева, Чернигова, а также влияния этой школы на соседние регионы (на примере Рязани).
Лекция 6. Архитектурные школы XII в. Полоцкая и смоленская архитектурные школы
Лекция посвящена архитектурным памятникам Полоцкой и Смоленских земель на фоне широких масштабов храмового каменного строительства на Руси в XII в. До наших дней дошли немногие памятники архитектуры полоцкой и смоленских архитектурных школ, и реставраторы опираются, главным образом, на археологические и исторические исследования. Несмотря на то что помимо знаменитого Софийского собора в Полоцке, который сохранился, хоть и в перестроенном виде, мы мало что сохранили, тема полоцкой и смоленской архитектурных школ не обходится стороной. Лекция рассказывает об особенностях полоцкой школы, а также ее развитие и влияние на другие, одной из которых является смоленская. Рассматриваются оригинальные отличия каменной кладки, декоративные элементы (закомары и кокошники).
Лекция 7. Архитектурные школы XII в. Гродненская и галицкая школы
До наших дней дошло очень мало памятников архитектуры Гродно и Галича (например, храм Бориса и Глеба на Коложе). Эти архитектурные школы известны, главным образом, благодаря археологическим и историческим исследованиям. Но на основании столь небогатого материала все-таки можно выделить замечательные архитектурные особенности. В первую очередь, это декор в виде вставленных в кладку керамических глазированных (поливных) плиток, шлифованные цветные каменные вставки. Расположенные на Юго-Западе Руси (ныне это Польша, Украина и Беларусь), гродненская и галицкая школы рассматриваются как продолжатели киевских традиций, но со своим выраженным своеобразием. Рассматриваются особенности этих школ, их влияние на другие, влияние на становление и развитие белокаменной архитектуры на Руси.
Лекция 8. Зодчество Владимиро-Суздальской земли середины XII — начала XIII в.
Представлены главные особенности владимиро-суздальской архитектурной школы, одно из которых белокаменное строительство, стилистические особенности данной школы, получившей широкое распространение и оставившей до наших дней немало замечательных памятников Владимира, Суздаля, Переяславля Залесского, Юрьева-Польского. Тема рассматривает архитектуру как явление социальное, связанное с политической ситуацией в княжестве. Храмы Владимира, в том числе Успенский собор, в котором хранилась знаменитая икона Владимирской Богоматери, отличаются своим изяществом легкостью, своеобразием декора. Подробно показаны те отличия, которые делают храмы владимиро-суздальской школы узнаваемыми и неповторимыми. Одним из шедевров этой школы является Храм Покрова на Нерли, расположенный в 8 км от Владимира.
Лекция 9. Древнерусская архитектура домонгольского времени (конец X — начало XIII в.). Новгородская архитектура XII в.
Лекция посвящена архитектурным памятникам Новгородской земли. До наших дней дошло немало памятников архитектуры новгородской архитектурной школы. В этот период рост темпов строительства в Новгороде показан на фоне политической ситуации на Руси в целом и в новгородских землях, в частности, что связано с особенностями развития региона в то время. Отсюда показано становление новгородской архитектурной каменной школы. Приводятся примеры построек, практически с начала каменного строительства Новгорода: Софийский собор в Детинце, Никольский собор на княжьем дворе в городе, Георгиевский собор. Также уделяется внимание зарождению древнерусской иконописи на примере икон Георгиевского собора. Помимо Новгорода данная тема затрагивает архитектурные памятники древнего Пскова, имеющие стилистическое своеобразие и отличия от Новгородских построек.
Лекция 10. Древнерусская архитектура домонгольского времени (конец X — начало XIII в.). Новгородская архитектура конца XII в.
Лекция посвящена архитектурным памятникам Новгорода XII в. Новгородская школа представлена здесь так называемым ладожским типом храма. Этот тип храма, характеризующийся небольшим размером, четырехстолпной конструкцией, одной главой, упрощенной структурой интерьера, лаконичностью решения фасадов, получил широкое распространение в то время. Замечательным примером подобного храма является, помимо ладожских, церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. Лекция подробно рассматривает и анализирует этот памятник, сохранившийся до наших дней в близком к первозданному виде. Мы можем отследить, какие исторические и художественные предпосылки и прообразы имело строительство этого здания, чем оно отличается от византийских храмов, какие стилистические особенности в дальнейшем получили широкое распространение в древнерусской архитектуре. Особое внимание уделяется объемно-планировочным, и конструкционным решениям храма, строительным материалам и технологиям, применяемым на Руси в то время. Богатое наследие историков, реставраторов, археологов позволяют нам на основании полученного материала проследить историю жизни храма, восстановить первоначальный облик, а также все пристройки и реконструкции, проводимые почти за десять веков нашей истории.