«Исследования по древнерусской литературе» — сборник работ выдающегося культуролога Дмитрия Лихачева: «Система литературных жанров Древней Руси», «Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы», «Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе», «"Шестоднев" Иоанна Экзарха и "Поучение" Владимира Мономаха», «Древнейшее русское изображение скомороха и его значение для истоии скоморошества», «Канон и Молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного)», «Любовное письмо XVII в». и мн. др. работы. В работе «Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России» можем прочитать следующее:
«Мистические течения XIV в., охватившие [восточнохристианские общества] ставили внутреннее над внешним, «безмолвие» над обрядом, проповедовали возможность индивидуального общения с богом в созерцательной жзни и в этом смысле были до известной степени противоцерковными. И это относится прежде всего к учению исихастов.
Центром новых мистических настроений стал Троице-Сергиев монастырь, основатель которого Сергий Радонежский «божественные сладости безмолвиа въкусив».
Из этого монастыря вышел главный представитель нового литературного стиля Епифаний Премудрый и главный представитель нового течения в живописи Андрей Рублев.
Сложное учение исихастов … нуждается во внимательном изучении. Ясно одно: [для него характерны] интерес к психологии человека, к «внутреннему человеку» (термин одного из основателей исихазма — Григория Синаита), к его индивидуальным переживаниям, поиски интимного в религии.
[Отсюда — ] проникновение психологизма, эмоциональности и особой динамичности стиля в русскую литературу.
Внутренняя жизнь, резко повышенная эмоциональность как бы вторглись в литературу, захватили писателей и увлекли читателей.
Это развитие психологизма, эмоциональности было связано … с развитием церковного начала в литературе.
В отличие от светских жанров (летописей, воинских повестей, повестей о феодальных раздорах и т. п.) в церковных жанрах (в житиях и в проповеди) всегда уделялось гораздо большее внимание внутренней жизни человека, его психологии.
Свободное отношение к обрядовой стороне религии, своеобразный мистический индивидуализм составляли в [исихазме] типично предвозрожденческое явление.
Мистицизм … служил выражением общественного протеста.
Одержав победу, исихазм утратил многие свои прогрессивные черты».