«Царство Антихриста» — коллективный сборник 1922 г. Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философова, В. А. Злобина: политически-философская публицистика сразу после Мировой войны, Русской революции, Гражданской войны. Оглавление:
Д. С. Мережковский
Царство Антихриста. (Большевизм, Европа и Россия.)
Предисловие
З. Н. Гиппиус
Петербургский Дневник
История моего дневника
Черная книжка
Серый блокнот (карандашом)
Д. В. Философов
Наш побег
Д. С. Мережковский
Крест и Пентаграмма
Л. Толстой и большевизм
В. А. Злобин
Тайна большевизма
Д. С. Мережковский
Записная книжка
Цитаты:
«Мира жаждет ныне человечество, как умирающий от жажды жаждет воды. Но мира нет, и сейчас меньше, чем когда-либо, можно надеяться, что будет мир».
«Большевизм — труп войны. Всемирною была война, и труп ее всемирен».
«В чем смысл мировой войны? В торжестве права над силой».
«Если бы житель иной планеты спросил у нас, что сейчас происходит с земным человечеством, то мы могли бы ответить тремя словами: люди забыли Бога.
О Боге с современными европейцами говорить трудно. Именно здесь, в безбожии, друзья и враги большевизма сходятся. В обоих станах — один и тот же лакей Смердяков, твердо знающий, что нет Бога. Лакей Смердяков знает это не только вместе с большевиками, но и с “буржуями”. Из всех буржуйных бездарностей это главная: общая с большевиками метафизика. Ллойд Джордж бранится с Лениным, но милые бранятся — только тешатся. Буржуй — большевик наизнанку; большевик — буржуй наизнанку. Не потому ли борьба Европы с большевиками — такая бессильная и бесчестная.
С современными европейцами трудно говорить о религии вообще, а о христианстве — особенно. Для них давно уже христианство — “миф”. Но по слову Чаадаева: “Европа, что бы ни говорила и ни делала, все еще тождественна христианству”. Христианство — начало Европы, и конец христианства — конец Европы. Можно бы сказать европейцам: для вас христианство “миф”? Берегитесь, как бы вам самим не сделаться мифом!
Европа все еще тождественна христианству, потому метафизическая основа обоих все еще одна: абсолютная мера человеческой личности — Личность Божественная, Абсолютная Личность — Христос. Если нет Христа, то нет христианства, нет и всей христианской Европы — ни Готики, ни Ренессанса, ни Реформации, ни Революции, ибо все это лишь восходящие ступени человеческой личности. Провал личности — провал всех ступеней, всей европейской христианской истории.
Кто стоит сейчас на вершине христианских веков, на верхней ступени культурной лестницы? Не рыцарь Готики, не художник Ренессанса, не гуманист Реформации, не гражданин Революции, не “святой мещанин”, создавший Европу, “землю святых чудес”, а мещанин окаянный, окаянный “буржуй”, почти такой же дикий варвар, как большевики. Мировая война обнажила эту буржуйную дикость и варварство».
«Буржуй с большевиками согласился в главном — в отрицании Христа — Абсолютной Личности, т. е. в ниспровержении того, на чем построена вся восходящая лестница культурных ценностей».