«Византия против СССР. Война фантомных империй за церковь Украины» — книга протодиакона Андрея Кураева*, и книга очень интересная, такой огромный поток занимательных фактов и фактиков из истории православия, такая мозаика, калейдоскоп таких фактов, не заскучаешь.
Первые главы посвящены общим вопросам: каноны, расколы, автокефалии, анафемы и пр. — всё это, как показывает отец Андрей, суть не богословские реалии, а эффекты игры власти и денег. Ядро книги посвящено истории откола Московской Церкви от Константинопольской, легализации московской автокефалии, присоединению Киевской митрополии к Москве (и опять: амбиции политиков и иерархов, взятки, потоки денег и пр.). Последние главы разбирают современную церковную ситуацию, размышляют о настоящем и будущем Церкви, о канонах, власти, устройстве в церкви, и что с этим можно делать, чтобы церковь отвечала своему высокому понятию, или во всяком случае не слишком уж низко падала.
Главное: мы, православные, должны первыми критиковать самих себя, свою церковь, свою историю и традицию. Когда другие нас критикуют, мы не должны поддаваться животному инстинкту «свои/чужие», чужой критикует — он враг, все «свое» — прекрасно и свято. Как раз, чтобы другие не критиковали — мы должны сами себя критиковать, критика церкви — наицерковнейшее дело, ибо очищает ее. Чье-то властолюбие хочет, чтобы его возвели в богословский статус, мы же, чтобы не давать святыню псам, должны четко сказать: святыня Церкви — Христос и Его святые, жизнь Его Духа в Церкви, все же остальное — обычная слабость в лучшем случае, в худшем — продукты греха, гордыни, властолюбия, сребролюбия и пр. И чтобы не потерять нам подлинную Святыню нужно, чтобы грешники (даже если они — епископы, патриархи, цари, президенты) не называли свои грехи Святыней. Борьба за Церковь идет в первую очередь внутри самой же церкви.
Можно поэтому, несмотря на то, что книга эта прежде всего историческая, каноническая, сказать так: она есть апология православного антиклерикализма, наглядное пособие по православной критике православия как в его истории, так и в современности.