Ирмосы воскресных, крестовоскресных, троичных и богородичных канонов восьми гласов. Старопоморская наонная традиция. Издательство: «Светлояр» (Рига). Исполнитель: С. П. Пичугин, 2004 год
Хомово́е (или еще так называемое наóнное, раздельноречное) пение — это русское церковное пение. В хомовом пении используется раздельноречие (хомония), когда используются произнесение слов с введением между согласными и после заключительной согласной дополнительных гласных. При наонном пении, до сих пор сохраняющемся у старообрядцев-старопоморцев, применяется особая огласовка певческих текстов, установившаяся с конца XV века. Начало наонному пению было положено, по-видимому, заменой существовавших в древнеславянском языке полугласных, или «глухих» гласных, «ъ» и «ь» на полные гласные «о» и «е».
Прием округления гласных в современной вокальной школе имеет много общего с наонным пением как в своих целях, так и в средствах. Современные певцы, ораторы и декламаторы в целях достижения звуковой ровности в пении или речи несколько деформируют гласные в сторону их округления и выравнивания. Звук «а» порой приближается к звуку «о», «е» — к «э», «и» — к «ы» и т. д. Мастера вокального искусства пользуются этим приемом в полной мере, но с таким умением и чувством меры, что никто из слушателей не замечает этого неизбежного «компромисса». Вероятно, с таким же мастерством и чувством меры следует пользоваться и приемом наонного пения особенно в наше время, когда оно уже достаточно давно вышло из употребления в церковной практике. «Денесе», «ото всех» надо пропеть так, чтобы при всех вокальных плюсах наонного пения все же звучало бы «днесь», «от всех», то есть не надо делать акценты на вводимые дополнительные гласные, а, наоборот, затушевывать их, превращая методом округления в неопределенные полугласные. Кроме того, как видно из крюковых рукописей, певческое раздельноречие было слабо выраженным и сильно выраженным, причем, по-видимому, были и злоупотребления, когда оно применялось порой без особой нужды, лишь по традиции.
Можно отметить. Что правила современной вокальной орфоэпии, правильного произношения в пении именно обязывают петь: «што», «скушно», «конешно», «виделса», «склоняюцца», «страшус», чтобы смягчить жесткое звучание некоторых согласных. Причем певческая орфоэпия отличается от речевой, что определяется условиями певческого образования гласных, спецификой музыкальной нотации и пр. Дополнительные гласные-полугласные слышатся во многих народных песнях, они могут появляться в пении или в живом разговоре даже непроизвольно, например: «Куреск» вместо «Курск», «рубель» вместо «рубль» и т. п.
Хомовое пение сейчас используется в старообрядческих общинах беспоповцев и отчасти единоверцев.
Хочется также отметить, что бывалые регента найдут полезным распевы не только часто употребляемых гласовых текстов, но и употребляемых достаточно редко. Нотные сборники предлагают в основном по одному распеву для ирмоса каждого гласа, в данном же звуковом образце приводится несколько примеров ирмосов для каждой из 9 песен канона — главного содержания службы утрени.