В православном христианстве «святые отцы» порой наделяются абсолютным авторитетом. Если кто-то начал фразу со слов: «а вот святые отцы сказали...» - возразить на это бывает нечего. Еще о «святых отцах» говорят при чтении Священного Писания, когда необходим авторитетный комментарий к нему. Но кто же они такие — святые отцы? Существует несколько версий ответа на это вопрос.
Первая: святые отцы — это не такие как мы, это великие угодники; простой смертный никогда не сможет стать святым. Святые отцы наделяются непогрешимостью в двух смыслах: во-первых, они вообще не имеют личных грехов, во-вторых, их слова — абсолютная истина во все времена. Поэтому за ними закрепляется абсолютное право толковать Священное Писание. Главая проблема при этом — невозможность разрешить противоречия между ними: почему св. Феофан Затворник считает, что человеческая душа нематериальна, а св. Игнатий (Брянчанинов) говорит что она обладает материей? Ведь и при жизни оба святых отца спорили друг с другом по этому вопросу!
Вторая: святые отцы — обычные люди, только несколько отсталые. Мы, люди современные, в них не нуждаемся. У нас есть наука, в том числе библеистика. Мы сами можем понимать Св. Писание, и делаем это лучше, чем отцы, которые не знали всего того, что открыла нам современная наука. Это, конечно, не так: библеистика появилась еще в глубокой древности, а указанный выше святитель Феофан был выдающимся библеистом.
И, наконец, третья: святые отцы — это люди. Люди своего времени и культуры, они и Библию понимали из контекста своего времени, порой пользуясь для его толкования данными современной им науки. Кроме того, они были очень разными, поэтому имели разный опыт жизни с Богом. Святые отцы несовершенны и не могут быть совершенны, потому что один Бог совершен, Он и «в Ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов. 4, 18).
Но они — наши наставники, которые близки к Богу, и их опыт духовной жизни во может много раз превышать наш. Читая их книги и смотря на их подвиги, мы учимся у них, потому что тоже хотим стать близкими к Богу.
Художники Ван Эйк и Дюрер изобразили Иеронима склоненным над рукописью. Он сидит за пюпитром, подобно евангелистам из каролингских молитвенников. Сонный лев, как кот, вытянулся у стола. Голова Иеронима в сиянии лучей: видимо, на него снизошло вдохновение. Песочные часы, кардинальская шапка и несколько книг довершают картину...
На самом деле не всегда было так. «Я родился христианином, от родителей христиан; с колыбели я был вскормлен молоком католическим». Но и это трогательное исповедание веры не должно нас вводить в заблуждение. До тринадцати лет Иероним оставался единственным и балованным ребенком в богатой семье из Стридона, городка на границе Югославии и Италии. Родители потакали всем его капризам. Они не спешили с крещением сына, пускай «отгуляет свое».
Из книги «Путь отцов»
Св. Василий был пастырь по призванию, пастырь по темпераменту. Он был человек воли прежде всего. Но у него не было того боевого героизма, которым так выделялся св. Афанасий, точно молодевший в борьбе.
Св. Василий от борьбы уставал. Ему легче было обороняться изо дня в день, нежели биться в решительной битве. Но он был человеком долга. И он старался преодолеть самого себя в послушании, в смиренном несении упавшего на него долга. Его воля была закалена в суровом аскетическом искусе. Сила воли чувствуется в самом его стиле, резком, точно кованном.
В характере св. Василия было что-то крутое и властное, и его властность многим казалась тяжелою. На него жаловался даже его нежный и любящий друг св. Григорий Богослов. Но Василий не был человеком холодным. Он был очень впечатлителен, болезненно переживал житейские разочарования, предательство и измену друзей, прежде всего Евстафия Севастийского.
Из книги «Восточные отцы IV века»
Книги святых и о святых
Комментарии для сайта Cackle