Как псалом 102 попал в состав службы?
В прошлый раз мы говорили, что антифоны бывают разными. Чтобы охватить всё их разнообразие, понадобится немало времени. Поэтому мы рассмотрим лишь те из них, которые чаще всего доводится слышать во время литургии. Это, так называемые изобразительные антифоны – псалмы 102 (Благослови, душе моя, Господа…), 145 (Хвали, душе моя, Господа…) и Блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 5:3-12). История изобразительных антифонов такова. Служба изобразительных (τὰ τυπικά) была частью древнего палестинского чина келейного самопричащения монахов запасными Святыми Дарами вне литургии. Эта служба определялась уставом преподобного Саввы Освященного, принятым в 524 г. Позже, в VIII-IX вв., произошло объединение элементов палестинской и византийской богослужебных традиций. Суточные службы палестинского Часослова заменили собой службы византийского «песненного последования». Таким образом келлиотский чин самопричащения (т. е. «изобразительны») был включен в чин Божественной Литургии.
Читаем псалом
Внимательно прочитайте текст псалма

Псалом 102

На церковнославянском языке

 

На русском языке

1. Благослови, душе моя, Господа. / Благословен еси, Господи. / Благослови, душе моя, Господа, / и вся внутренняя моя Имя святое Его.
2. Благослови, душе моя, Господа, / и не забывай всех воздаяний Его.

1. Очищающаго вся беззакония твоя, / исцеляющаго вся недуги твоя.
2. Избавляющаго от истления живот твой, / венчающаго тя милостию и щедротами.

1. Исполняющаго во благих желание твое: / обновится, яко орля, юность твоя.
2. Творяй милостыни Господь, / и судьбу всем обидимым.

1. Сказа пути Своя Моисеови, / сыновом Израилевым хотения Своя.
2. Щедр и милостив Господь, / долготерпелив и многомилостив.

1. Не до конца прогневается, / ниже в век враждует.
2. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, / ниже по грехом нашим воздал есть нам.

1. Яко по высоте небесней от земли, / утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
2. Елико отстоят востоцы от запад, / удалил есть от нас беззакония наша.

1. Якоже щедрит отец сыны, / ущедри Господь боящихся Его.
2. Яко Той позна создание наше, / помяну, яко персть есмы.

1. Человек, яко трава дние его, / яко цвет сельный, тако оцветет.
2. Яко дух пройде в нем, / и не будет, / и не познает ктому места своего.

1. Милость же Господня от века и до века / на боящихся Его.
2. И правда Его на сынех сынов, / хранящих завет Его, / и помнящих заповеди Его / творити я.


1. Господь на небеси уготова Престол Свой, / и Царство Его всеми обладает.
2. Благословите Господа, вси Ангели Его, / сильнии крепостию, творящии слово Его, / услышати глас словес Его.


1. Благословите Господа, вся силы Его, / слуги Его, творящии волю Его.
2. Благословите Господа, вся дела Его, /на всяком месте владычества Его.


1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1. Благослови, душе моя, Господа, / и вся внутренняя моя Имя святое Его. / Благословен еси, Господи.
  1. Благословляй, душа моя, Господа. / Благословен Ты, Господи! / Благословляй, душа моя, Господа, / и вся внутренность моя – имя святое Его.
2. Благословляй, душа моя, Господа, / и не забывай всех благодеяний Его.

1. Он прощает все беззакония твои, / исцеляет все недуги твои.
2. Избавляет от погибели жизнь твою, / венчает тебя милостью и щедротами.

1. Исполняет благами желание твое, – / обновится, как у орла, юность твоя.
2. Творит милость Господь / и суд всем обиженным.

1. Он открыл пути Свои Моисею, / сынам Израилевым – желания Свои.
2. Щедр и милостив Господь, / долготерпелив и многомилостив.

1. Не до конца прогневается / и не навек негодует.
2. Не по беззакониям нашим Он соделал нам, / и не по грехам нашим воздал нам.

1. Ибо, по высоте неба от земли, / утвердил Господь милость Свою к боящимся Его.
2. На сколько отстоит восток от запада, / удалил Он от нас беззакония наши.

1. Как милует отец сынов, / помиловал Господь боящихся Его.
2. Ибо Он знает состав наш, / помнит, что мы – прах.

1. Человек – как трава дни его, / как цвет полевой, так отцветёт.
2. Ибо дыхание прекратилось в нем / – и не будет его, / и не узнает он более места своего.

1. Милость же Господня – от века и до века / на боящихся Его.
2. И правда Его – на сынах сынов / хранящих завет Его /
и помнящих заповеди Его, / чтобы исполнять их.

1. Господь на небе уготовал престол Свой, / и Царство Его всем владеет.
2. Благословляйте Господа, все Ангелы Его, / сильные мощью, исполняющие слово Его, / как только услышат глас слов Его.

1. Благословляйте Господа, все воинства Его, / служители Его, исполняющие волю Его.
2. Благословляйте Господа, все творения Его, / на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
2. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

1. Благословляй, душа моя, Господа / и вся внутренность моя – имя святое Его. / Благословен Ты, Господи!


Давайте поразмышляем
Вчитайтесь, пожалуйста, в эти вопросы и попробуйте ответить на них для себя. Обсудите их с кем-нибудь

Как вы понимаете призыв благословлять Господа? Как мы можем на него откликнуться?
Возникало ли у вас желание благословлять Бога? Если «да», то в каких случаях?
Нужно ли нам побуждать себя благословлять Бога? Почему? Зачем?
Будет ли человек, побуждающий себя благословлять Господа, как-то отличаться от тех, кто этого не ищет? Если «да», то чем?

Как научиться благословлять Бога?
По-настоящему, мы не можем благословить Господа простым цитированием псалмов или молитв, написанных другими людьми. Тут дело не в правильных и красивых словах, а в наличии внутреннего побуждения благословить Бога.

Если мы просыпаемся утром и радуемся тому, что Господь подарил нам ещё один день жизни, то наши слова «Благословен Ты Господь Бог создавший этот день на радость нам!» – не будут формальностью. Чтобы стать тем, кто по-настоящему благословляет Бога, важно научиться замечать Божье присутствие в нашем мире и в нашей жизни.

Замечаете ли вы присутствие Бога в своей жизни?

Перечитайте снова этот псалом. Что даёт автору псалма «пищу» для благословения Господа? Что побуждает его благословлять Бога и призывать к этому других?
Есть ли люди, которых вы бы хотели призвать к благословению Господа? Почему?
Бога славит все творение
Заключительные стихи 102-го псалма говорят о том, что благословлять Господа способно всё Его творение. В Псалтири мы находим поэтические тексты о том, как Бога славят звёзды, небеса, горы. Если окружающая природа на это способна, то тем более люди. Включить всех в дело радостного благословения Господа – одна из задач Церкви. Но мы не можем достичь этой цели принуждением. В этом деле главное средство – личный пример. Поэтому давайте будем сами учиться познавать Бога и благословлять Его.

Заканчивая это занятие, хочу предложить вам одно упражнение.

Попробуйте каждый день недели заканчивать фразу «Благословен Ты, Господь Бог…» новыми словами.
Рекомендуем. Лекции по книге Псалтирь
Сорокин Владимир Владимирович — преподаватель Общедоступного православного университета, основанного отцом Александром Менем, знаток некоторых древних языков. Ведет предметы Введение в Ветхий Завет, Основы ветхозаветной экзегезы и Библейские семинары. В его лекциях многие находят ответы на вопросы, возникающие при чтении Священного Писания.

В данных семинарах библеист подробно разбирает ветхозаветную книгу Псалмов, написанную, по преданию, царем Давидом и являющуюся собранием возвышенных священных гимнов, обращенных ко Творцу вселенной. В данном собрании содержатся материалы с нескольких курсов — с 2006 по 2012 гг. — которые, в общей сумме, включают в себя 192 лекции. Преподаватель подробнейшим образом разбирает книгу по главам, углубляется в особенности оригинального текста (в том числе языковые), и поясняет слушателям огромное количество деталей. Цикл будет полезен всем людям, которые всерьез интересуются Ветхим Заветом, его смыслом и духовным содержанием.

Предлагаем послушать первый семинар о 102 псалме

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle