Псалом 145

На церковнославянском языке

 

На русском языке

1. Хвали, душе моя, Господа. / Восхвалю Господа в животе моем, / пою Богу моему, дондеже есмь.
2. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, / в нихже несть спасения.

1. Изыдет дух его, / и возвратится в землю свою: / в той день погибнут вся помышления его.
2. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, / упование его на Господа Бога своего.

1. Сотворшаго небо и землю, / море и вся, яже в них.
2. Хранящаго истину в век, / творящаго суд обидимым, / дающаго пищу алчущим.

1. Господь решит окованныя, / Господь умудряет слепцы.
2. Господь возводит низверженныя, / Господь любит праведники.

1. Господь хранит пришельцы, / сира и вдову приимет, / и путь грешных погубит.

2. Воцарится Господь во век, / Бог твой, Сионе, в род и род.



Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  1. Хвали, душа моя, Господа. / Хвалить буду Господа всю жизнь мою, / петь Богу моему, пока существую.
2. Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, / в которых нет спасения.

1. Выйдет дух его, / и он возвратится в землю свою, / в тот день погибнут все помышления его.
2. Блажен тот, кому Бог Иакова – помощник его, / надежда его – на Господа Бога своего.

1. Сотворившего небо и землю, / море и все, что в них.
2. Хранящего истину вовек, / совершающего суд обиженным, / дающего пищу алчущим.

1. Господь освобождает узников, / Господь умудряет слепых.
2. Господь поднимает поверженных, / Господь любит праведных.

1. Господь хранит пришельцев, / сироту и вдову Он примет, / а путь грешных обратит в ничто.
2. Будет царствовать Господь вовек, / Бог Твой, Сион, – в род и род.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, / и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.


С какого призыва начинается этот псалом?
Псалом 102-й призывает благословлять Господа, а 145-й – хвалить Его. Чем, по-вашему, отличается благословение от хвалы?
Благословение и хвала. В чем разница?
Есть ли разница между благословением Бога и хвалой Бога? В общем-то, благословлять, хвалить и славить Бога – это почти одно и тоже. Этими словами мы называем наше открытое восхищение качествами Бога (т.е. тем, Каков Он) и Его действиями.

С другой стороны, сравнивая тексты 102-го (Благослови, душа моя, Господа) и 145-го (Хвали, душа моя, Господа) псалмов, можно обнаружить некоторые различия между благословением и хвалой.

Благословение рождается как отклик на присутствие Бога именно в моей жизни. Господь как-то открывается мне, что-то мне даёт, оказывает на меня какое-то действие. И благословение – мой ответ на всё это.

Что касается хвалы, то она скорее связана с действиями Бога по отношению к внешнему миру. Получается, что хвала – это отклик свидетелей Божьего присутствия в мире. Часто содержанием хвалений являются действия или проявления Бога, очевидные для многих людей.

И в еврейском языке, на котором написаны псалмы, и в нашем, глагол хвалить, хвалиться близок глаголу хвастаться. Обычно хвастают тем, что очевидно для окружающих. Так и с хвалой. Говоря детским языком, хвалить Бога – это хвастаться нашим Небесным Отцом.

Какие проявления Бога в нашем мире вызываю у вас желание хвалить Его? Почему?
Что вы чувствуете, когда слышите, как кто-то искренне хвалит Бога?
Имеет ли смысл хвалить Бога, когда находишься в уединении? Почему?

Зачем петь псалмы?
Напомню, что 102-й и 145-й псалмы были частью келейной (уединённой) подготовки к внелитургическому самопричащению палестинских монахов.Что, по-вашему, давало им пение хвалебных псалмов?

У апостола Павла есть интересный текст, приоткрывающий некоторые смыслы восхваления Бога. В послании Ефесянам Павел призывает Церковь исполняться Духом, и указывает на то, что помогает этого достичь.

Прочитайте Послание Ефесянам 5:18-21
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.

Как видим, христианину, для того, чтобы исполниться Духом нет нужды ожидать какого-то особого события или вдохновляющего переживания. Мы можем исполняться Духом когда только этого пожелаем. Мы можем исполняться Духом сами, и можем помогать в этом друг другу. Искреннее славословие, благодарность и уважительное отношение к ближним – делают нас открытыми для действия Духа.

Что из перечисленного (сердечное пение Господу, благодарение Господа и повиновение друг другу) даётся вам труднее всего? Как вы думаете, почему?
Какое значение имеет исполненность Духом в жизни христианина?


Автор 145-го псалма хвалит Бога, опираясь на реалии своего времени. Каким мог бы быть хвалебных псалом человека XXI века?

Пусть размышление над этим вопросом будет вашим домашним заданием к этому уроку.
Рекомендуем: Н.Саблина. Поэтика Псалтири
Нина Павловна Саблина — выдающийся русский ученый, филолог, один из крупнейших специалистов по церковнославянскому языку. В цикле лекций «Поэтика Псалтири» преподаватель подробно разъясняет содержание библейских псалмов и раскрывает их культурный и христианский смысл. Простым и понятным языком объясняются почти все псалмы, при этом некоторым уделяется по две и три лекции. По мере прослушивания становится понятен христианский взгляд на эти ветхозаветные тексты. Поясняются непонятные места и обстоятельства написания некоторых псалмов. Лекции будут интересны всем, желающим глубже проникнуть в значение древних возвышенных гимнов и понять их актуальность для верующих. Предлагаем послушать лекцию Нины Павловны о псалме 145
Рекомендуем: Ансамбль "Узорика"
Ансамбль "Узорика" создан в 2008 году. В репертуар "Узорики" входят старинные русские духовные стихи, партес первой половины XVIII века, а также музыка европейского Средневековья и Возрождения. Девушки через сопоставление вокальных стилей проводят музыкальный диалог между Западом и Востоком. Так, тембровая однородность, свойственная древнерусской и старинной западной музыке, сочетается со звучанием женских голосов. «Узорика» не ставит перед собой задачу копирования современной западной манеры аутентичного исполнения, но через собственную звуковую эстетику стремится по-новому озвучить старинную западную музыку, как духовную, так и светскую. Концерты "Узорики" регулярно проходят в Москве. Девушки часто ездят с выступлениями по России. В 2008 году коллектив гастролировал в Италии. Их первый и пока единственный альбом, «Старинная музыка России и Европы», даёт возможность познакомиться с замечательным творчеством коллектива, его уникальным звучанием, сочетающим особенности русской классической и народной вокальной культуры, что проявляется в тембральной насыщенности и свежести голосов, а также в особом внимании, уделяемом Слову, свойственному русской духовной музыке.
Сказать «Спасибо»
Проект «Библия в Литургии» делает целый коллектив. Это авторы, которые пишут тексты. Редактор, который приводит их в удобный для чтения формат, публикует на сайте и подбирает картинки. Дизайнер, который нарисовал инфографику. Программисты, которые делают так, чтобы всё работало. Руководитель проекта, который заказал тексты автору, инфографику дизайнеру, программные фишки программистам и следит, чтобы всё было сделано в срок и качественно. И ещё несколько человек, занятых самыми разными делами, вплоть до анализа - кто, когда и сколько раз прочитал текст.

Если вам кажется, что эта работа проделана не зря, если она кажется вам нужной и полезной - пожалуйста, поддержите наш проект хотя бы небольшой суммой денег. Потому что это позволит нам не останавливаться, а развиваться. И сделать ещё много хороших проектов.
Поверьте, у нас ещё масса идей.

PS И даже если вам кажется неправильным давать нам деньги или вы стеснены в средствах - просто помолитесь за нас.
Татьяна, Вячеслав, Максим, Александр, Игорь, Владимир, Владимир, Ирина, Наталья

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle