Песнь первая. Блудный сын и милосердный самарянин
На ц.-сл. языке На русском языке
Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. (Исх. 15, 1-2)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие. Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя. С юности, Христе, я пренебрегал Твоими заповедями, всю жизнь провел в страстях, беспечности и нерадении. Поэтому и взываю к Тебе, Спаситель: хотя при кончине спаси меня.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление. Поверженного пред вратами Твоими, Спаситель, хотя в старости, не низринь меня в ад, как невоздержанного, но прежде кончины, как Человеколюбец, даруй мне оставление прегрешений.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Богатство мое, Спасе, изнурив в блуде, пуст есмь плодов благочестивых, алчен же зову: Отче щедрот, предварив Ты мя ущедри. Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: Отец Милосердный, поспеши и умилосердись надо мною.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
В разбойники впадый аз есмь помышленьми моими, весь от них уязвихся ныне и исполнихся ран, но, Сам ми представ, Христе Спасе, исцели. По помыслам моим я человек, попавшийся разбойникам; теперь я весь изранен ими, покрыт язвами, но Ты Сам, Христос Спаситель, приди и исцели меня. (Лк. 10, 30)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Священник, мя предвидев мимо иде, и левит, видев в лютых нага, презре, но из Марии возсиявый Иисусе, Ты, представ, ущедри мя. Священник, заметив меня, прошел мимо, и левит, видя меня в беде обнаженного, презрел; но Ты, воссиявший от Марии Иисусе, прииди и умилосердись надо мною. (Лк. 10, 31-32)
Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.
Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше Промышления избежати страстей омрачения и пети усердно Твоего, Марие, жития красная исправления. Даруй мне, Мария, ниспосланную тебе свыше Божественным Промыслом светозарную благодать – избежать мрака страстей и усердно воспеть прекрасные подвиги твоей жизни.
Слава, Троичен:
Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробна, даждь ми слезы умиления. Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся как Единому Существу, сними с меня тяжелое бремя греховное и, как Милосердная, даруй мне слезы умиления.
И ныне, Богородичен:
Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя. Богородице, Надежда и Помощь всем воспевающих Тебя, сними с меня тяжелое бремя греховное и, как Владычица Непорочная, прими меня кающегося.

Блудный сын попросил у отца свою долю имения, ушел в дальние края и там все растратил. Когда он понял, что голодает, пошел проситься к отцу хотя бы в наемники. А отец встретил его с радостью и устроил пир в его честь. Прп. Андрей, говорит, что так же,  как и этот сын он растратил свое духовное богатство и теперь ему остается только просить Отца о милости.

В Евангелии от Луки Христос рассказывает притчу о человеке, который попался разбойникам, они его избили и обокрали. Священник и левит (ветхозаветный дьякон) прошли мимо и только добрый самарянин, чужеземец, подошел к раненому, перевязал ему раны, возлил на них масло и вино и отвез раненого в гостиницу, где заплатил за него.

Прп. Андрей сравнивает свои греховные мысли с разбойниками, ранящими его, и призывает Христа, как милосердного самарянина, прийти и позаботиться о нем. Ведь именно так Христос заповедал поступать и нам.

Песнь вторая. Ламех и Ной
На ц.-сл. языке На русском языке
Ирмос: Вонми небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. Внемли, небо, я буду возвещать и воспевать Христа, пришедшего во плоти от Девы.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами. От невоздержания, как Давид, я пал и осквернился, но омой и меня, Спаситель, слезами. (2 Цар. 11, 4)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Ни слез, ниже покаяния имам, ниже умиления. Сам ми сия, Спасе, яко Бог, даруй. Ни слез, ни покаяния, ни умиления нет у меня; Сам Ты, Спаситель, как Бог, даруй мне это.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Погубих первозданную доброту и благолепие мое и ныне лежу наг и стыждуся. Погубил я первозданную красоту и благообразие мое и теперь лежу обнаженным и стыжусь.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи ми сию, кающемуся Тебе. Не затвори предо мною теперь дверь Твою, Господи, Господи, но отвори ее для меня, кающегося Тебе. (Мф. 7, 21-23); (Мф. 25,11)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Внуши воздыхания души моея и очию моею приими капли, Спасе, и спаси мя. Внемли, Спаситель, стенаниям души моей, прими слезы очей моих и спаси меня.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Человеколюбче, хотяй всем спастися, Ты воззови мя и приими яко благ кающагося. Человеколюбец, желающий всем спасения, Ты призови меня и прими, как Благий, кающегося. (1 Тим. 2, 4)
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно во еже спастися нам. Пречистая Богородице Дева, Ты Одна, всеми воспеваемая, усердно моли о нашем спасении.

Ламех, как и Каин, был убийцей, а мы сами убиваем свое тело грехами. До потопа на земле были праведники как Сиф, Енос, Енох, и были грешники, вызвавшие на себя гнев Господень. Потоп стал выражением этого гнева и спасся только праведный Ной. Прп.Андрей говорит, что он подобно тем грешникам навлек на себя гнев Божий и остался вне ковчега. В молитве же к Троице он ищет милости Божьей.

Песнь третья. Авраам
На ц.-сл. языке На русском языке
Ирмос: Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь. Утверди, Господи, на камне Твоих заповедей поколебавшееся сердце мое, ибо Ты один Свят и Господь.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафеф, имела еси на земли оставления. Симова благословения не наследовала ты, несчастная душа, и не получила, подобно Иафету, обширного владения на земле – отпущения грехов.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
От земли Харран изыди от греха, душе моя, гряди в землю, точащую присноживотное нетление, еже Авраам наследствова. Удались, душа моя, от земли Харран – от греха; иди в землю, источающую вечно живое нетление, которую наследовал Авраам. (Быт. 12, 1-7)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Авраама слышала еси, душе моя, древле оставльша землю отечества и бывша пришельца, сего произволению подражай. Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил землю отеческую и сделался странником; подражай его решимости. (Быт. 12, 1-7)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
У дуба Мамврийскаго учредив патриарх Ангелы, наследствова по старости обетования ловитву. Угостив Ангелов под дубом Маврийским, патриарх на старости получил, как добычу, обещанное. (Быт. 18, 1)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению. Зная, бедная душа моя, как Исаак принесен таинственно в новую жертву всесожжения Господу, подражай его решимости. (Быт. 22, 2)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши, ласкосердствующи. Ты слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как рожденный рабыней, бодрствуй, смотри, чтобы и тебе не потерпеть бы чего-либо подобного за сладострастие,. (Быт. 21, 10-11)
Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.
Содержимь есмь бурею и треволнением согрешений, но сама мя, мати, ныне спаси и к пристанищу Божественнаго покаяния возведи. Окружен я, матерь, бурей и сильным волнением согрешений, но ты сама ныне спаси меня и приведи к пристанищу Божественного покаяния.
Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.
Рабское моление и ныне, преподобная, принесши ко благоутробней молитвами твоими Богородице, отверзи ми Божественныя входы. Усердное моление и ныне, преподобная, принеся к умилостивленной твоими молитвами Богородице, открой и для меня Божественные входы.
Слава, Троичен:
Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей. Троица Несоставная, Несозданная, Существо Безначальная, в троичности Лиц воспеваемая, спаси нас, с верою поклоняющихся силе Твоей.
И ныне, Богородичен:
От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи. Ты, Богородительница, не испытавши мужа, во времени родила Сына от Отца вне времени и – дивное чудо: питая молоком, пребыла Девою.

Праведный Авраам по зову Божьему вышел из своей родной страны и пошел в страну, которую указал ему Бог, землю обетованную, ныне Израиль. Бог обещал Аврааму, что от него произойдет великий народ. Прошло много лет, и Авраам, и его жена Сарра состарились, а Бог все не давал им детей. Но Авраам продолжал верить Богу. И Бог явился Аврааму в образе трех странников, в которых мы сейчас видим Троицу. Авраам приветливо встретил их, и Бог сказал, что спустя год придет снова и у Сарры будет сын. Авраам поверил Богу.

Спустя год у Авраама родился сын Исаак. Когда он подрос, Бог сказал Аврааму принести Исаака в жертву. Апостол Павел говорит, что Авраам верил, что Бог может воскресить умершего и поэтому не усомнился. Но в последний момент Бог остановил руку Авраама и заменил жертву на ягненка.

Прп. Андрей призывает себя и нас подражать решимости Авраама в уходе от греха в Царство Небесное и в послушании Богу.

Песнь четвертая. Брачный пир и жертва Христа
На ц.-сл. языке На русском языке
Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи. Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Тело осквернися, дух окаляся, весь острупихся, но яко врач, Христе, обоя покаянием моим уврачуй, омый, очисти, покажи, Спасе мой, паче снега чистейша. Тело мое осквернено, дух грязен, весь я покрыт струпами, но Ты, Христе, как врач, уврачуй и то и другое моим покаянием, омой, очисти, яви меня чище снега, Спаситель мой.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Тело Твое и кровь Распинаемый о всех положил еси, Слове: тело убо, да мя обновиши, кровь, да омыеши мя. Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю. Твое тело и Кровь, Слово, Ты принес в жертву за всех при распятии; Тело – чтобы воссоздать меня, Кровь – чтобы омыть меня, и Дух Ты, Христе, предал, чтобы привести меня к Твоему Отцу.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Соделал еси спасение посреде земли, Щедре, да спасемся. Волею на древе распялся еси, Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси, спасени, покланяются Тебе. Посреди земли Ты устроил спасение, Милосердный, чтобы мы спаслись; Ты добровольно распялся на древе; Едем затворенный открылся; Тебе поклоняются небесные и земные и все спасенные Тобою народы. (Пс. 73, 12)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса. Да будет мне омовением Кровь из ребр Твоих и вместе питием, источившая оставление грехов, чтобы мне и тем и другим очищаться, Слове, помазуясь и напояясь животворными Твоими словами, как мазью и питием. (Ин. 19, 34)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ Древняго и Новаго, двоих вкупе Заветов, Спасе наш. Церковь приобрела себе Чашу в живоносном ребре Твоем, из которого проистек нам двойной поток оставления грехов и разумения, Спаситель наш, в образ обоих Заветов, Ветхого и Нового.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери; светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь. Я лишен брачного чертога, лишен и брака, и вечери; светильник, как без елея, погас; чертог закрылся во время моего сна, вечеря окончена, а я, связанный по рукам и ногам, извержен вон. (Мф. 25, 1-13). (Лк. 12, 35-37); (Лк. 13, 24-27); (Лк. 14, 7-24)
Слава, Троичен:
Нераздельное существом, неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую. Нераздельным по существу, неслиянным в Лицах богословски исповедую Тебя, Троичное Единое Божество, Соцарственное и Сопрестольное; возглашаю Тебе великую песнь, в небесных обителях троекратно воспеваемую. (Ис. 6, 1-3)
И ныне, Богородичен:
И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет. И рождаешь Ты, и остаешься Девою, в обоих случаях сохраняя по естеству девство. Рожденный Тобою обновляет законы природы, а девственное чрево рождает; когда хочет Бог, то нарушается порядок природы, ибо Он творит, что хочет.

Основная тема здесь – жертва Христа, принесенная ради нашего спасения. Сначала св.Андрей вспоминает о вреде, который он сам нанес себе грехом и просит Христа исцелить его и очистить, а потом предается размышлениям о спасении, дарованном нам Христом. Ради этого Христос принес в жертву Свое Тело и Кровь, и предал дух – то есть умер. Благодаря жертве Христа для нас снова открылся Эдем, потерянный из-за греха Адама. И люди из всех народов – русские и украинцы, немцы и осетины - поклоняются Христу, потому что Его жертва достойна благоговения и любви.

В Евангелии от Иоанна рассказывается, что когда Христос был распят, и воины пришли снимать распятых с крестов, чтобы похоронить, «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». (Иоан.19:34) Иоанн придавал этому символический смысл – вода здесь символ Святого Духа, а кровь – Кровь Христова, очищающая нас от грехов. И очищение от грехов, и Духа Святого мы получаем благодаря смерти Христа. Христос и Отец Небесный призывают нас прийти и принять спасение, участвовать в пире, который они приготовили для нас. В Евангелии есть притча о брачном пире, на который один из позванных пришел не в праздничной одежде. За неуважение к хозяину пира его выгнали «во тьму внешнюю». Св.Андрей сравнивает себя с этим человеком.

Песнь пятая. Фараон и египетские маги
На ц.-сл. языке На русском языке
Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою. От ночи бодрствующего, просвети меня, молю, Человеколюбец, путеводи меня в повелениях Твоих и научи меня, Спаситель, исполнять Твою волю. (Пс. 62, 2); (Пс. 118, 35)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми. По упорству я стал как жестокий нравом фараон, Владыко, по душе и телу я – Ианний и Иамврий, и по уму погрязший, но помоги мне. (Исх. 7, 11). (2 Тим. 3, 8)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Калу примесихся, окаянный, умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив яко снег. Загрязнил я, несчастный, свой ум, но омой меня, Владыко, в купели слез моих молю Тебя, и убели, как снег, одежду плоти моей.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Аще испытаю моя дела, Спасе, всякаго человека превозшедша грехами себе зрю, яко разумом мудрствуяй согреших, не неведением. Когда исследую свои дела, Спаситель, то вижу, что превзошел я грехами всех людей, ибо я грешил с разумным сознанием, а не по неведению.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Пощади, пощади, Господи, создание Твое, согреших, ослаби ми, яко естеством чистый Сам сый Един, и ин разве Тебе никтоже есть кроме скверны. Пощади, Господи, пощади, создание Твое: я согрешил, прости мне, ибо только Ты один чист по природе, и никто, кроме Тебя, не чужд нечистоты.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса, исцелив прокаженныя и разслабленнаго стягнув, кровоточивыя ток уставил еси, Спасе, прикосновением риз. Ради меня, будучи Богом, Ты принял мой образ, Спаситель, и, совершая чудеса, исцелял прокаженных, укреплял расслабленных, остановил кровотечение у кровоточивой прикосновением одежды. (Мф. 9, 20). (Мк. 5, 25-27). (Лк. 8, 43-44)
Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.
Струи Иорданския прешедши, обрела еси покой безболезненный, плоти сласти избежавши, еяже и нас изми твоими молитвами, преподобная. Ты перешла поток Иорданский и приобрела покой безболезненный, оставив плотское удовольствие, от которого избавь и нас твоими молитвами, преподобная.
Слава, Троичен:
Тя, Троице, славим Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая. Тебя, Пресвятая Троица, прославляем за Единого Бога: Свят, Свят, Свят Отец, Сын и Дух, Простое Существо, Единица вечно поклоняемая.
И ныне, Богородичен:
Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество. В Тебе, Нетленная, не познавшая мужа Матерь-Дево, облекся в мой состав сотворивший мир Бог и соединил с Собою человеческую природу.

Фараон не хотел отпускать иудеев из Египта, сердце его ожесточилось. Даже чудеса, которые творил Моисей, его не убеждали. Ианний и Иамврий – так, согласно иудейским преданиям, звали магов, которые противостояли Моисею и делали чудеса, похожие на его. С ними и с фараоном сравнивает себя прп.Андрей, и считает себя даже хуже них и хуже всех людей – потому что грешил сознательно. Впрочем, он отдает себе отчет, что полностью безгрешен только Сам Господь. Господь, Который стал человеком ради исцеления прп.Андрея и нас от греха и прочих болезней.

Песнь шестая. Земля обетованная и борьба со страстями
На ц.-сл. языке На русском языке
Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи. Восстань и побеждай плотские страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и гаваонитян – обольстительные помыслы. (Исх. 17, 8). (Нав. 8, 21)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Прейди, времене текущее естество, яко прежде ковчег, и земли оныя буди во одержании обетования, душе, Бог повелевает. Душа, Бог повелевает: перейди, как некогда ковчег Иордан, текущее по своему существу время и сделайся обладательницею обещанной земли. (Нав. 3, 17)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Яко спасл еси Петра, возопивша спаси, предварив мя, Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя. Подобно тому как Ты спас Петра, воззвавшего, поспеши, Спаситель, спасти и меня, избавь меня от чудовища, простерши Свою руку, и выведи из глубины греха. (Мф. 14, 31)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Пристанище Тя вем утишное, Владыко, Владыко Христе, но от незаходимых глубин греха и отчаяния мя, предварив, избави. Тихое пристанище вижу в Тебе, Владыка, Владыка Христе, поспеши же избавить меня от непроходимых глубин греха и отчаяния.
Слава, Троичен:
Троица есмь Проста, Нераздельна, раздельна Личне, и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух. Я – Троица Несоставная, Нераздельная, раздельная в лицах, и Единица, соединенная по существу; свидетельствует Отец, Сын и Божественный Дух.
И ныне, Богородичен:
Утроба Твоя Бога нам роди, воображена по нам, Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся. Чрево Твое родило нам Бога, принявшего наш образ; Его, как Создателя всего мира, моли, Богородица, чтобы по молитвам Твоим нам оправдаться.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава, и ныне:
Кондак, глас 6:
Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий.

Моисей вывел иудеев из египетского рабства, чтобы привести их в землю обетованную (обещанную Богом), текущую молоком и медом. Бог был с иудеями, поддерживал и кормил их, но Он не собирался вместо иудеев воевать за эту землю с живущими на ней – амаликитянами, гаваонитянами, филистимлянами. Иудеи должны были сами сражаться с ними. Амалик, племя амаликитян, встретило иудеев на подступах к земле обетованной и напали на них. Сражение возглавил Иисус Навин, а Моисей молился. Иудеи победили. Моисей не вошел в землю обетованную, вход иудеев туда возглавил Иисус Навин. Воды Иордана расступились перед священниками, несшими ковчег Завета и иудеи вошли в обетованную землю.

Святые отцы сравнивают борьбу израильтян за обетованную землю с нашей борьбой со страстями ради Царствия Божия. Бог обещает нам Свое Царство, Он с нами, Он дает нам силы – но мы тоже должны сражаться и быть «тверды и мужественны», как заповедал Господь Иисусу Навину.

Песнь седьмая. Царь Манассия и вдова из Сарепты
На ц.-сл. языке На русском языке
Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже. Мы согрешили, жили беззаконно, неправо поступали пред Тобою, не сохранили, не исполнили, что Ты заповедал нам; но не оставь нас до конца, Боже отцов. (Дан. 9, 5-6)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши яко мерзости страсти и умноживши, душе, негодования, но того покаянию ревнующи тепле, стяжи умиление. Ты, душа, добровольно вместила преступления Манассии, поставив вместо идолов страсти и умножив мерзости; но усердно подражай и его покаянию с чувством умиления. (4 Цар. 21, 1-2)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Ахаавовым поревновала еси сквернам, душе моя, увы мне, была еси плотских скверн пребывалище и сосуд срамлен страстей, но из глубины твоея воздохни и глаголи Богу грехи твоя. Ты подражала Ахаву в мерзостях, душа моя; увы, ты сделалась жилищем плотских нечистот и постыдным сосудом страстей; но воздохни из глубины своей и поведай Богу грехи свои. (3 Цар. 16, 30)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Заключися тебе небо, душе, и глад Божий постиже тя, егда Илии Фесвитянина, якоже Ахаав, не покорися словесем иногда, но Сараффии уподобився, напитай пророчу душу. Заключилось небо для тебя, душа, и голод от Бога послан на тебя, как некогда на Ахава за то, что он не послушал слов Илии Фесфитянина; но ты подражай вдове Сарептской, напитай душу пророка. (3 Цар. 17, 8-9)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Попали Илиа иногда дващи пятьдесят Иезавелиных, егда студныя пророки погуби, во обличение Ахаавово, но бегай подражания двою, душе, и укрепляйся. Илия попалил некогда дважды по пятьдесят служителей Иезавели, когда истреблял гнусных пророков ее в обличение Ахава; но ты, душа, избегай подражания обоим им и крепись в воздержании. (4 Цар. 1, 10-15)
Слава, Троичен:
Троице Простая, Нераздельная, Единосущная, и Естество Едино, Светове и Свет, и Свята Три, и Едино Свято поется Бог Троица; но воспой, прослави Живот и Животы, душе, всех Бога. Троица Простая, Нераздельная, Единосущная, и Одно Божество, Светы и Свет, Три Святы и Одно Лицо Свято, Бог-Троица, воспеваемая в песнопениях; воспой же и ты, душа, прославь Жизнь и Жизни – Бога всех.
И ныне, Богородичен:
Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти, Богородительнице, яко Нераздельныя Троицы породила еси Единаго Христа Бога и Сама отверзла еси нам, сущим на земли, Небесная. Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты родила Одного из Нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители.

Царь Манассия отрекся от Бога, поклонялся идолам, приносил в жертву детей, поставил статую Астарты в Иерусалимском храме, и только к концу жизни покаялся, когда попал в плен к своим врагам-ассирийцам. Царь Ахав поклонялся золотым тельцам и построил храм Ваалу. Пророк Илия предупреждал Ахава, что за поклонение Ваалу Бог накажет весь народ многолетней засухой и голодом. Но неразумный царь не слушал. Голод настал. Послушала и приютила у себя в доме пророка Илию только бедная вдова из Сарепта.

Прп. Андрей призывает нас не поступать в духовной жизни как цари-идолопоклонники, не поклоняться своим страстям. Но как благочестивая вдова, поступать по совести и Божьей воле.

Песнь восьмая. Наш плач и наш Врач
На ц.-сл. языке На русском языке
Ирмос: Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. Кого прославляют воинства небесные и пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, Того, все существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Правосуде Спасе, помилуй и избави мя огня и прещения, еже имам на суде праведно претерпети; ослаби ми прежде конца добродетелию и покаянием. Правосудный Спаситель, помилуй и избавь меня от огня и наказания, которому я должен справедливо подвергнуться на суде; прости меня прежде кончины, дав мне добродетель и покаяние.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Яко разбойник вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино. Как разбойник взываю к Тебе: вспомни меня; как Петр, горько плачу, Спаситель; как мытарь, издаю вопль: будь милостив ко мне; проливаю слезы, как блудница; прими мое рыдание, как некогда от жены Хананейской. (Лк. 7, 37-38); (Лк.18, 13); (Лк.23, 42); (Лк.22, 62). (Мф. 15, 22)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами. Один Врач – Спаситель, исцели гниение моей смиренной души; приложи мне пластырь, елей и вино – дела покаяния, умиление со слезами.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем. Подражая жене Хананейской, и я взываю к Сыну Давидову: помилуй меня; касаюсь одежды Его, как кровоточивая, плачу, как Марфа и Мария над Лазарем. (Мф. 9, 20); (Мф. 15, 22). (Ин. 11, 33)
Слава, Троичен:
Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначальна Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя. Безначальный Отче, Собезначальный Сын, Утешитель Благий, Дух Правый, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Дух, Животворящий и Созидающий, Троица Единая, помилуй меня.
И ныне, Богородичен:
Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем. Мысленная порфира – плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева. Пречистая, как бы из вещества пурпурного; потому мы почитаем Тебя, Истинную Богородицу.

Св.Андрей сравнивает свой плач над грехом с плачем некоторых людей в Новом Завете. Разбойник был распят со Христом и попросил помянуть его, когда Господь придет в Царстве Своем. Он узнал Царя и Мессию в распятом рядом с ним человеке, в котором разуверились даже ученики. Петр, когда Христа арестовали, трижды отрекся от Него, а когда пропел петух, вспомнил, что Христос предсказал это, и заплакал. Хананея или хананеянка – женщина, которая умоляла Христа исцелить ее дочь, и Христос исцелил ее, хоть и не сразу. Кровоточивая жена тайком прикоснулась ко Христу, чтобы исцелиться и исцелилась. Марфа и Мария плакали над своим умершим братом Лазарем, и Христос воскресил его.

Все эти слезы объединяет одно – одни обращены ко Христу и только Он может утереть их и исцелить боль. И слезы, и боль от наших грехов тоже может исцелить Христос, Он единственный Врач и Спаситель.

Песнь девятая. Фарисеи, мытари и блудницы
На ц.-сл. языке На русском языке
Ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо, безмужной Матери нетленен Плод, ибо рождение Бога обновляет природу. Поэтому Тебя, как Богоневесту-Матерь мы, все роды, православно величаем.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Недуги исцеляя, нищим благовествоваше Христос Слово, вредныя уврачева, с мытари ядяше, со грешники беседоваше, Иаировы дщере душу предумершую возврати осязанием руки. Врачуя болезни, Христос-Слово, благовествовал нищим, исцелял увечных, вкушал с мытарями, беседовал с грешниками и прикосновением руки возвратил вышедшую из тела душу Иаировой дочери. (Мф. 4, 23); (Мф. 9, 10-11). (Мк. 5, 41-42)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся. Ов убо, очисти мя; ова же, помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя, и прочыя безумныя глаголы. Мытарь спасся и блудница сделалась целомудренною, а гордый фарисей подвергся осуждению, ибо первый взывал: «Будь милостив ко мне»; другая: «Помилуй меня»; а последний тщеславно возглашал: «Боже, благодарю Тебя…» и прочие безумные речи. (Лк. 7, 46-47); (Лк. 18, 14)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость оставляти грехи, юже, душе, потщися подражати. Закхей был мытарь, однако спасся; Симон фарисей соблазнялся, а блудница получила решительное прощение от Имеющего власть отпускать грехи; спеши, душа, и ты подражать ей. (Лк. 7, 39); (Лк. 19, 9). (Ин. 8, 3-11)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание Раздирающаго ея. Бедная душа моя, ты не подражала блуднице, которая, взяв сосуд с миром, мазала со слезами и отирала волосами ноги Спасителя, разорвавшего запись прежних ее прегрешений. (Лк. 7, 37-38)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Грады, имже даде Христос благовестие, душе моя, уведала еси, како прокляти быша. Убойся указания, да не будеши якоже оны, ихже содомляном Владыка уподобив, даже до ада осуди. Ты знаешь, душа моя, как прокляты города, которым Христос благовестил Евангелие; страшись этого примера, чтобы и тебе не быть, как они, ибо Владыка, уподобив их содомлянам, присудил их к аду. (Лк. 10, 12-15)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием, хананеи веру слышавшая, еяже дщи словом Божиим исцелися; Сыне Давидов, спаси и мене, воззови из глубины сердца, якоже она Христу. Не окажись, душа моя, по отчаянию хуже хананеянки, слышавшей о вере, по которой Божиим словом исцелена дочь ее; взывай, как она, Христу из глубины сердца: «Сын Давидов, спаси и меня». (Мф. 15, 22)
Слава, Троичен:
Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по Существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, Животворящему и Просвещающему концы. Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, Животворящему и Просвещающему пределы вселенной.
И ныне, Богородичен:
Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание. Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении.
Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас.
Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.

Мытари были сборщиками налогов и считались в Иудее крайне грешными людьми, потому что работали на оккупационную римскую власть. Кроме того, они часто брали у людей лишнее. Любили их так же сильно, как в наши дни гаишников. Христос же не брезговал общением с ними. Фарисеи были благочестивыми порядочными людьми, изо всех сил стремящимися жить по-Божьему. Но Христос Врач, а они не чувствовали себя больными. Когда Он пришел в гости к мытарю Закхею, это произвело на него такое впечатление, что тот решил половину всех своих средств отдать нищим, а тем, кого он обидел – заплатить вчетверо, по закону Моисееву. Другой мытарь из притчи Христа просил о помиловании, тогда как фарисей благодарил за то, что он не похож на мытаря. Фарисей Симон принимал Христа у себя в гостях, но никак не показал Ему свое гостеприимство – не дал ни воды умыть ноги, ни помазал голову маслом, ни поцеловал. Блудница же пришла ко Христу и омыла его ноги слезами, помазала их миром, поцеловала их. Так она выразила свое раскаяние и благодарность за любовь Христа, и получила прощение. И св.Андрей сокрушается, что душа его не подражала этой блуднице, вперед его идущей ко спасению. Христос говорит, что если в каком-то иудейском городе не примут апостолов, то в день Суда этому  городу будет хуже, чем Содому и св.Андрей боится, что его постигнет судьба этих городов. И в то же время он призывает себя и нас не отчаиваться. Христос сначала отказывался исцелить дочь хананеянки и даже назвал ее псом, но она продолжала просить Его, и Сам Христос поразился ее вере и исцелил ее дочь. Дай Бог, чтобы так было и в нашей жизни.


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle