Третий антифон - отличие от предыдущих
Третий антифон, который мы рассмотрим сегодня, заметно отличается от первых двух. Во-первых, в его основе текст из Нового, а не Старого Завета. Во-вторых, если 102-й и 145-й псалмы (тексты первого и второго антифона) – сами по себе являются песнями, воспевающими Бога, то основа третьего антифона – часть проповеди Иисуса Христа. Какая связь третьего антифона с двумя предыдущими? Чему он нас учит и к чему призывает? Попробуем вместе разобраться в этом.
Текст заповедей блажества

На церковнославянском языке

 

На русском языке

1. Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / егда приидеши, во Царствии Твоем.
1. Блажени нищии духом, / яко тех есть Царство Небесное.
2. Блажени плачущии, / яко тии утешатся.
1. Блажени кротции, / яко тии наследят землю.
2. Блажени алчущии и жаждущии правды, / яко тии насытятся.
1. Блажени милостивии, / яко тии помиловани будут.
2. Блажени чистии сердцем, / яко тии Бога узрят.
1. Блажени миротворцы, / яко тии сынове Божии нарекутся.
2. Блажени изгнани правды ради, / яко тех есть Царство Небесное.
1. Блажени есте, егда поносят вам, / и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
2. Радуйтеся и веселитеся, / яко мзда ваша многа на Небесех.
1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  1. Во Царствии Твоём помяни нас, Господи, / когда придешь во Царствии Твоём.
1. Блаженны нищие духом, / ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, / ибо они утешатся.
1. Блаженны кроткие, / ибо они наследуют землю.
2. Блаженны алчущие и жаждущие правды, / ибо они насытятся.
1. Блаженны милостивые, / ибо они помилованы будут.
2. Блаженны чистые сердцем, / ибо они Бога узрят.
1. Блаженны миротворцы, / ибо они будут наречены сынами Божиими.
2. Блаженны гонимые за правду, / ибо их есть Царство Небесное.
1. Блаженны вы, когда будут поносить вас / и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
2. Радуйтесь и веселитесь, / ибо велика ваша награда на небесах.
1. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
2. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.


Блаженство и благоразумный разбойник
Знакома ли вам фраза, с которой начинается третий антифон? Откуда она? Это – слова благоразумного разбойника, распятого рядом со Христом, произносимые от лица церковного собрания. Прочитайте Евангелие от Луки 23:39-43 39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Как вы думаете, почему нам предлагается обратиться к Господу словами умирающего разбойника? Возможно, это прошение вставлено для того, чтобы подчеркнуть невозможность надежды на какие-либо наши заслуги в вопросе спасения. В словах разбойника есть надежда, но она вся возложена на Господа.
Блаженство и гонения
ма надежды пронизывает и следующие далее Евангельские блаженства. Прежде чем мы перейдём к вопросам о блаженствах, прочтите их снова. Как вы понимаете слово «блаженство»? Доводилось ли вам переживать это состояние? Как проявляется блаженство, заметно ли оно окружающим? Каждое блаженство Господь увязывает с обетованием. Что вы можете сказать о сроках исполнения этих обетований – когда утешаться плачущие, когда кроткие вступят во владение землёй, когда будут помилованы милостивые? На кого распространяются эти блаженства – на любых нищих духом, плачущих, кротких и т.д., или на каких-то особых? Поясните ваш ответ. Исполнение этих обетований связано с приходом Мессии и установлением Его Царства. Именно Он должен установить справедливость, утешить, защитить и помиловать тех, кто на Него надеется. Все ли рады наступлению Царства Мессии? Что мы можем сказать о тех, кто поносит, гонит и злословит надеющихся на Мессию? Что это за люди и почему они так поступают? Как надо жить, чтобы не оказаться гонимым за Христа? Наставляя своего ученика Тимофея, Апостол Павел писал: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2-е Послание Тимофею 3:12). Зачем жить благочестиво, если это вызывает гонения?
Суть блаженства
Праведная жизнь, полная доверия и надежды на Христа – самый верный путь утверждения в нашем мире Божьего Царства. Путь этот, как мы видим из текста Писания и возможно знаем из собственного опыта, не лёгкий, но радостный. Ведь преодолевать различные трудности нам приходится не в одиночку, но вместе с Господом и другими верными Ему людьми. На смену слезам, страданиям и гонениям приходит блаженство и радость. Радость не только от того, что трудности преодолены, но и от того, что Царства Божьего в нас и вокруг нас стало больше.
Блаженства и ближние
В евангельских блаженствах есть одна важная деталь – они обращены не к одинокой личности, а ко множеству людей, объединённых мессианской надеждой. А это указывает на то, что путь через трудности к блаженству не должен преодолеваться в одиночку. Нам важно научиться ободрять, утешать и поддерживать друг друга на этом пути; научиться разделять печали и радости. Постарайтесь на этой неделе не пройти мимо того, кто нуждается в утешении и поддержке. Если же вас наполнит радость – обязательно поделитесь ею с ближними.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle